"Песняры" и песняры. Найдите десять отличий

Ситуация уникальная.
Ситуация уникальная. Столичные афиши приглашают 25 января на концерт Государственного ансамбля "Песняры". А 5 февраля на "сольник" "Белорусских Песняров". Картину дополняет заявление Леонида Борткевича о том, что он "зарегистрировал все права" на легендарный брэнд. И теперь никто, кроме Борткевича, не может выступать под этой маркой... Время идет, а ясности в "деле "Песняров" не прибавляется. Обозреватель "СБ" предприняла еще одну попытку разобраться в этой сумятице. На вопросы отвечает музыкальный руководитель Государственного ансамбля "Песняры" Вячеслав ШАРАПОВ.

- Вячеслав, ансамбли "Песняры" продолжают клонироваться. Сегодня уже три коллектива претендуют на это название. Ситуация напоминает театр абсурда. Давайте наконец разберемся, кто есть кто в этой истории.

- Я считаю, что без вмешательства государства уже не обойтись. Марка "Песняры", один из символов нашей страны, превратилась в разменную монету. Что произошло? Будем называть вещи своими именами. Борткевич и его компания попросту взяли фонограммы 15-летней давности. Умыкнули костюмы, которым полагается находиться в музее, потому что в них выступало не одно поколение "Песняров". И поехали зарабатывать деньги на волне памяти Мулявина.

- Как вы прокомментируете заявление Борткевича о том, что он "зарегистрировал авторские права" на брэнд "Песняры"? И теперь никто, кроме него, якобы не может выступать под таким названием?

- Я не понимаю, как можно зарегистрировать не только белорусский брэнд, но и часть истории национальной культуры в другом государстве. За всю историю существования Государственного ансамбля "Песняры" через коллектив прошло около 50 человек. А Леонид пытается всех убедить, что "Песняры" - это он. Возмутительно! Госансамбль находится в ведении Министерства культуры. Насколько мне известно, там готовится протест, который будет направлен в соответствующие органы России. В принципе, на демарши Борткевича можно было бы не обращать внимания. Но его кипучая деятельность уже повлекла за собой ряд инцидентов. Мы должны были выступать в большом концерте памяти Мулявина в Санкт-Петербурге, назначенном на 29 января. Но принимающая сторона не пожелала вникать в ситуацию. Нам объяснили, что участие Государственного ансамбля "Песняры" в концерте нежелательно из-за каких-то мифических прав Борткевича. Абсурд!

- А если абстрагироваться от конфликтов, как все-таки разобраться, где настоящие "Песняры", а где клоны? Государственный ансамбль, например, сейчас на 70 процентов состоит из новичков со стажем работы в коллективе три месяца. А Борткевич все-таки имя. Извините за прямоту, но чем вы можете доказать, что "Песняры" - это именно ваш коллектив?

- Статус государственного ансамбля, в котором до последнего дня работал Владимир Георгиевич Мулявин, недостаточное доказательство? "Песняры" - это национальная гордость. Они не могут принадлежать кому-то лично. Это, если хотите, - часть государства. После того как мы уйдем на пенсию, ансамбль не исчезнет, в него придут новые музыканты, чтобы достойно продолжать дело Мулявина.

- Но, согласитесь, случай с "Песнярами" - уникальный в истории мировой музыки. "Битлз", например, после смерти Джона Леннона никто не пытался восстановить. И уж тем более разделить. Пол Маккартни не перестал быть Полом Маккартни и без брэнда. Может быть, стоит оставить память в покое? Если музыкальный коллектив представляют собой культурную ценность, название не играет определяющей роли, не так ли?

- Начнем с того, что "Битлз" не был государственным ансамблем.

- Но дело же не в форме собственности...

- Почему же?.. И считать, что с уходом Мулявина история "Песняров" закончилась, тоже было бы неправильно. В том-то и была его гениальность, что он создал традицию многоголосного пения, неповторимого звучания, не теряющую своей актуальности с появлением новых музыкальных течений. Мулявину неоднократно предлагали переехать, например, в Россию, где всегда было больше возможностей. Но он всегда говорил, что "Песняры" - это достояние Беларуси. И всегда хотел преемственности. Наша задача - продолжать его дело.

- Некоторое время назад ходили слухи о том, что Министерство культуры намерено помирить ваш коллектив с "Белорусскими Песнярами". Что из этой затеи вышло?

- Думаю, что в этом нет никакого смысла. У "Белорусских Песняров" наметилась своя стилистика, свое звучание, своя аудитория. Они отошли от традиции, о которой мы с вами говорили. Их творчество востребовано. Если бы они, начиная собственное дело, решились на другое название, то им бы вовсе не пришлось участвовать в дрязгах. Но понятно, что под раскрученной маркой было легче подниматься на ноги. Теперь очевидно, что, отделяясь, они четко не представляли, куда будут двигаться. И, наверное, сами не были уверены в успехе самостоятельного предприятия. Но когда стало понятно, что у них свой путь, уже поздно что-либо менять.

- Вы столько лет работали бок о бок с музыкантами из "Белорусских Песняров"... Неужели дележ имени сделал вас врагами?

- Мы не воюем. Хотя я бы не сказал, что дружим. Но сегодня нам нечего делить. Мы общаемся и с теми, кто ушел вместе с Борткевичем. Что о них сказать? Ребята сделали свой выбор. Обидно, что они испугались работы. Вместо того чтобы дружно восстанавливать "Песняры", они решили "подхалтурить", спекулируя на памяти Мулявина. Мягко говоря, это не делает им чести.

- И сейчас Государственный ансамбль "Песняры"...

- ...поднимает огромный музыкальный материал. В последнее время все музыкальные критики отмечали, что "Песняры" "уже не те". Нам необходимо вернуть ансамблю прежнее реноме. Мы реставрируем старые песни и записываем новые. В конце марта сдадим два альбома. Это очень трудоемкий и кропотливый процесс. Мы буквально живем в студии. Слушателя невозможно обмануть разговорами. Они придут на концерт, и все станет ясно. Поэтому, выступая под именем "Песняров", мы не можем допустить ни одной ошибки. Своим музыкальным продуктом мы должны убедить всех, что можем продолжать великую традицию.

- Кстати, к "Песнярам" последние годы предъявлялись претензии не только музыкального характера. Участники былого коллектива в многочисленных "разоблачительных" интервью то и дело обвиняли друг друга в моральном разложении, пьянстве. И даже в слабохарактерности. Мол, всем в "Песнярах" заправляет твердая женская рука. Как у вас сейчас с трудовой дисциплиной? И с женским (читай - жестким) влиянием на творческий процесс?

- Когда же нам "морально разлагаться"? Подготовка сольного концерта, который назначен на 25 января, запись альбомов предполагают круглосуточную занятость. Мы попросту горим на работе. Нам всем очень интересно то, что сейчас происходит. Мы обновляем не только саунд, но и костюмы. Планируем снимать клипы. Кстати, пользуясь случаем, хочу кинуть клич. Ансамбль "Песняры" приглашает на работу специалиста по связям с общественностью. Относительно женщин в коллективе. Действительно, у нас работают дочь Владимира Георгиевича Марина и его вдова Светлана Пенкина. Мы ощущаем поддержку семьи Мулявина. Через своих близких он как бы продолжает общаться с нами. Я думаю, этот факт лишний раз показывает, где находятся настоящие "Песняры".

P.S. Скоро в Минске выступят "Белорусские Песняры", которые, кстати говоря, не участвуют в острых дебатах. Зато, в отличие от группы Борткевича и Госансамбля, часто гастролируют в России и Украине, входят в шорт-листы звезд российской эстрады. Заслуженные артисты Мисевич, Дайнеко, Пеня, известные музыканты Катиков, Аверин, Марусич - желанные гости на самых "крутых" концертах. Рядом с Ротару, "Любэ", Леонтьевым.

"СБ" планирует интервью с "Белорусскими Песнярами".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter