Олег Иванов: Советская песня прошлого века - это феномен

«Песняры» были моей недосягаемой мечтой

Представляем номинанта на премию Союзного государства в области литературы и искусства композитора Олега Иванова
Песни Олега Иванова с нами уже много лет, начиная с легендарного «Товарища». А продолжить список — страницы не хватит: «На чем стоит любовь», «Горлица», «Песня, моя песня», «Талая вода»... Народный артист России Олег Иванов, отмечающий в этом году 45–летие творческой деятельности, все эти годы не прекращал контактов с Беларусью: «Сябры», «Песняры», «Верасы», Александр Тиханович, Дмитрий Колдун пели, поют и будут петь его чудесные, лиричные песни. В начале 90–х Олег Иванов с поэтом Львом Ошаниным провели более двадцати совместных авторских концертов для белорусских областей, пострадавших в результате аварии в Чернобыле.


Фото: РИА Новости www.ria.ru

В этом году песенный цикл Иванова, в который входят любимые всеми «Олеся», «Глухариная заря», «Завалинка», «Печки–лавочки» и другие песни, номинирован на премию Союзного государства в области литературы и искусства.

— Олег Борисович, песни, по яркости, популярности подобные «Товарищу», всегда рождаются спонтанно, случайно. В вашем случае все было так?


— Конечно! Я тогда учился на пятом курсе Барнаульского мединститута и уже несколько лет писал песни. Зная об этом, мой приятель поэт Анатолий Бендерук показал мне сборник Александра Прокофьева. Я дома перелистнул несколько страниц и сразу наткнулся на стихотворение «Товарищ». Быстро нашелся ритм, пришел мотив. Я поставил книжку на фортепиано, карандашом наметил, где будет запев–припев, и сочинил музыку ровно за столько времени, сколько песня звучит. Я ее просто спел и все. И не изменил потом ни гармоний, ни ритма, ничего.

— Так впечатлил текст?

— «Чтоб дружбу товарищ пронес по волнам, / Мы хлеба горбушку — и ту пополам! / Коль ветер — лавиной, и песня — лавиной, / Тебе — половина, и мне — половина!» — какие слова! Они сами по себе музыка. Для меня на этой песне время просто сжалось!

— А что такого было в советских песнях, что лучшие из них до сих пор поются?

— По–моему, массовая советская песня прошлого века — это феномен. «Широка страна моя родная», «Авиамарш» и многие другие песни народ — весь народ! — пел от всей души. Был энтузиазм, были великие идеи, надо было идти вперед, и песни были нужны как воздух! И причем не только марши, но и лирика — «Огонек», «Катюша», «Смуглянка», «Бьется в тесной печурке огонь» того же Прокофьева... Песня рождается не только поэтом или композитором, но и народом, и будет жить, только если народ ее подхватит.

— Сегодня любят вспоминать худсоветы советского времени, на которых якобы душилось все живое...

— Я начал ездить на худсоветы с конца 60–х. Еще студентом в каникулы по нескольку раз в год приезжал в Москву с песнями, просто посылал их своим знакомым музыкантам. Сочинять мелодии я начал еще на первом курсе — первая родилась, когда, помню, шел домой после лекций — и я ее, едва придя домой, тут же подобрал. Худсоветы были при каждой радиостанции, и, скажу вам, настоящие песни не могли не пройти худсовета. Да, правила были жесткие, требования высокие, и неудивительно: в худсоветы входили лучшие композиторы и поэты. И если рождалась яркая песня, индивидуальная, с качественными стихами и хорошо спетая, в стол она не ложилась никогда!

— А как на вас выходили поэты, на стихи которых вы писали песни?

— Ну на первых своих поэтов я сам вышел. Сначала писал на слова своего барнаульского друга Наума Вольпе, потом начал покупать сборники советских и классических стихов, искал там поэзию, и если находил, брал в работу, а нет — выкидывал. Большинство этих песен мало кто услышал, но я писал и на Кольцова, и на Бернса, отправлял их в Москву и, например, со словами Онегина Гаджикасимова выходили песни «На чем стоит любовь» и «Тебе все равно». Я познакомился с Сергеем Дьячковым, автором потрясающих песен, таких как «Алешкина любовь», и «Веселые ребята» записали с моей музыкой сразу четыре песни...


Ансамбль Надежды Бабкиной всегда с удовольствием поет песни Олега Иванова. Фото: РИА Новости www.ria.ru

— А как в репертуар «Сябров» попала ваша «Олеся»?

— С белорусскими музыкантами у меня очень давняя дружба. Году в 74–м на худсовете на «Мелодии» мы познакомились с Василием Раинчиком, молодым симпатичным худруком минских «Верасов». Он тогда попросил несколько наших с Ошаниным песен — например, «Талую воду». А «Олесю» я писал для одного–единственного ансамбля, для «Песняров»: они были моей недосягаемой мечтой, я столько ходил на их концерты, знал весь их репертуар...

— И, наверное, представляли себе, как они запоют «Живет в белорусском Полесье...»

— Как–то раз я спел это музредактору ЦТ Ольге Молчановой, а она, узнав, кому эта песня предназначена, напомнила мне, что у «Песняров» уже есть «Алеся» Лученка — куда им еще одна? А вот в Гомеле есть талантливые «Сябры» и им очень нужен репертуар! Мы спустились в студию, я сыграл и спел еще раз «Олесю» — и запись ушла в Гомель. И такая дружба у нас потом с ребятами началась — «Глухариная заря», «Родная деревня», «Лесная колдунья», «У криницы»: было время, когда практически все, что я писал, шло «Сябрам».

— Но к Мулявину–то ваши песни все же попали!


— Да, и первой была «Печеная картошка», которую я «живьем» спел ему и его жене Светлане Пенкиной.

— Олег Борисович, ваши песни еще со студенческой юности пишутся на хорошие стихи. А правда ли, что так и надо писать песни — когда музыка идет от текста, а не наоборот?

— Тут никаких правил нет. Когда композитор не связан со стихами, он может развить мелодию в любом ритме, совершенно необычно, для традиционного стихосложения. А если поэту понравится мелодия, стихи на нее он всегда напишет, я знаю, что Рождественский, Дербенев и Добронравов много стихов писали под готовую музыку. Хотя, конечно, когда перед тобой настоящие стихи с образами, с ритмом, они просто просятся на музыку, остается только эту музыку написать...

— Как это вышло с «Товарищем»?


— Да. Ту самую, единственную музыку, которая «поднимет» эти слова, создаст с их помощью произведение, которое вдруг заденет в душе какие–то струны...

— ...Утешит, обрадует, поможет. Случалось, что вам ваши собственные песни как–то помогали в жизни?

— Да та же «Олеся», «Горький мед», помните, «унижаться любя не хочу и не буду...» — музыка на эти стихи была написана в один год, в ней отразились моя тогдашняя жизнь, переживания, которые в то время мучили меня. Но я не ищу в музыке утешения. Это просто то, из чего состоит моя жизнь. Это ведь только в кино так бывает — когда человек в патетический момент жизни кидается к инструменту, начинает бурно играть...

— А как бывает не в кино?

— А вот я с утра сел за рояль — и до часу дня не вставал, дорабатывал мелодии. Сейчас у меня в работе пять романтических пьес для фортепьяно, которые должны быть переложены и для оркестра. Я пишу сейчас песни для замечательных якутских певиц Елены Лаптандер и Надежды Сэротэтто, для казачьих ансамблей «Криница», «Казачий круг», «Вечорки», мои новые вещи поют Ренат Ибрагимов, Александр Серов, Надежда Бабкина... Вот мое утешение.

— А случается сегодня слышать на улицах свои песни из старых, тот же «Краснотал»?

— А вы попробуйте в Ютубе набрать слова «Горький мед» и посмотрите, сколько народу — под гитару, в компаниях, разного возраста, профи и любители — ее поет. Сам недавно в переходе увидел товарища, наигрывавшего этот мотив на баяне.

Я его написал в 1975–м на последнем курсе консерватории, спел на фестивале в Венгрии — и она там стала суперпопулярной. Как мне потом рассказывала Жанна Гусева, телевизионный редактор, одна ее венгерская родственница через какое–то время зашла за ребенком в детский сад — а там поют «Горький мед»!


Визитная карточка


Первые песни Олега Иванова были написаны для команды КВН Барнаульского медицинского института, где он играл в институтском ансамбле чуть ли не на всех инструментах, и сочинял музыку. Еще учась в БМИ, он стал автором песни «Товарищ» в исполнении Аиды Ведищевой, победившей во Всесоюзном конкурсе. За ней последовали «Горлица», «На чсм стоит любовь», «Песня, моя песня»... В 1978–м Иванов, окончив Новосибирскую консерваторию, стал членом Союза композиторов СССР, и вскоре его песни запели уже Лев Лещенко, ансамбли «Самоцветы», «Верасы», «Песняры», Иосиф Кобзон, Сергей Захаров — со временем этот список пополнился Тамарой Гвердцители, Ренатом Ибрагимовым, Анастасией, Надеждой Бабкиной... Лауреат премии Ленинского комсомола и двенадцатикратный лауреат конкурса «Песня года» Олег Борисович Иванов и сам прекрасно поет, часто выступая сегодня в Москве и Подмосковье, по всей России и Беларуси.

Автор публикации: Андрей ВАСЯНИН, vasianin@rg.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter