75-летие со дня рождения Мулявина в Белгосфилармонии отметят гала-концертом

Песняр

Сегодня, 12 января, Владимиру Мулявину, народному артисту СССР и Беларуси, исполнилось бы 75 лет
В 1963 году уроженец Свердловска приехал в Минск, и, как оказалось, навсегда. Мечтой Владимира Георгиевича МУЛЯВИНА было создать свой ансамбль с неповторимым лицом. В 1968 году был сделан первый шаг: армейские друзья вошли в состав эстрадного ревю «Лявониха» и, недолго думая, назвали себя «Лявонами». Репертуар ансамбля состоял из разных произведений, но уже появились собственные композиции и обработки белорусских народных песен. «Мы только добиваемся, чтобы они звучали современно», — объяснял Мулявин.

Когда «Лявоны» готовились к IV Всесоюзному конкурсу артистов эстрады, министр культуры Михаил Александрович Минкович предложил изменить название ансамбля, придумать что-то солидное. И идею почерпнули в стихах Янки Купалы «Песняру-белорусу», где нашли слово «песняры». Представленный ВИА в Москве репертуар равнодушным никого не оставил. После конкурса о «Песнярах» узнала вся большая страна, и посыпались приглашения на концерты, гастроли…

Уникальный ансамбль поднял народную песню до недосягаемых высот. Пожалуй, до сих пор не удалось сделать этого белорусам. «Песняры» стали музыкальной визитной карточкой республики, а Владимир Мулявин — человеком-легендой в нашей культуре.

«…За родны народ Беларусi»


ИСТОРИЯ «Песняров» насчитывает не одно десятилетие. Состав коллектива (так уж складывалась жизнь) менялся, но те исполнители, музыканты, кому суждено было соприкоснуться с творчеством этого ансамбля, себя считают частью этой по-прежнему «живой легенды». Их так и называют — «песняры» разных поколений. 


Продолжатели традиций — Белорусский  государственный ансамбль «Песняры» под руководством Вячеслава ШАРАПОВА. «СГ» поинтересовалась у Вячеслава Вячеславовича, станет ли год юбилея Владимира Мулявина особенным в творчестве  коллектива.

НЕОСПОРИМЫЙ факт: песни «Песняров» всегда были узнаваемы. Это их своего рода  фирменная фишка. Сохранить уникальность и достойно продолжить традиции — главная задача участников коллектива, считает Вячеслав Шарапов. Может, поэтому и отличает даже новые произведения «Песняров» особенный стиль, аранжировки мелодий. Правда, руководитель ансамбля признается, что хоть избегать открытий невозможно, но  время доказывает, что «не всякая новация несет пользу». Вячеслав Шарапов объясняет это тем фактом, что у «Песняров» сложился  устойчивый, своего рода слушательский ценз. 

— С Владимиром Георгиевичем я был не просто знаком, — вспоминает Вячеслав Вячеславович. — Он пел мои песни, среди которых и знаменитая, полюбившаяся многим «Ой, княжна»… На самом деле многое с ним записывали, но не все широко известно и, увы, не все закончено. «Песня о Витебске», «Вольному воля»... Наверное, мы могли бы выпустить небольшое издание с теми работами, которые начинали записывать с Владимиром Георгиевичем, но вряд ли это будем делать. Почему? Это было незакончено, и не поставлена, образно говоря, «окончательная печать» Мастера… 

«Владимир Георгиевич считал: то, что делаем, должно было нравиться прежде всего нам. А зрительский отклик? Если мы говорим со зрителем все время на одном языке, то мы его всегда услышим!» — вспоминает Вячеслав Вячеславович.

Фото Сергея ЛОЗЮКА

СЕГОДНЯ в государственной филармонии пройдет грандиозный гала-концерт, посвященный 75-летию народного артиста СССР и Беларуси Владимира Мулявина с участием ведущих мастеров белорусской эстрады. Организаторы действа замечают, что  программа целиком будет состоять из его произведений. Прозвучат полюбившиеся миллионам слушателей песни композитора «Александрына», «Завушніцы», «Будочник», «Калядачкі», «Слуцкія ткачыхі», «Возвращение», «Чырвоная ружа». А также его обработки белорусских народных песен «Касіў Ясь канюшыну», «Як я ехаў да яе», «А ў полі вярба», фрагменты из рок-оперы «Песня о доле» и многие другие произведения из песенных спектаклей. В концерте выступят Ядвига Поплавская и Александр Тиханович, Анатолий Кашепаров, Петр Елфимов, Ян Женчак, Екатерина Дегтярева, Андрей Колосов, Марина Василевская, ансамбли «Песняры», «Камерата», «Свята», «Купалинка», воспитанники Национального центра имени В. Мулявина, которые будут петь в сопровождении Национального академического народного оркестра Беларуси имени И. Жиновича. А еще в концерте будет использован видеоряд. На плазменном экране продемонстрируют архивные записи ансамбля «Песняры», а в финале в исполнении самого Владимира Мулявина прозвучит знаменитая песня «Малітва» Олега Молчана на стихи Янки Купалы.

Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «СГ»

korenevskaja@sb.by

СПРАВКА «СГ»

Владимир Георгиевич МУЛЯВИН — советский и белорусский музыкант, композитор, аранжировщик, основатель и художественный руководитель белорусского вокально-инструментального ансамбля «Песняры». Родился 12 января 1941 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Отец — рабочий завода «Уралмаш». Мать — швея.

Фото Сергея ЛОЗЮКА

Владимир рано увлекся музыкой — начал играть на гитаре в 12 лет. По окончании 8-летней школы поступил в Свердловское музыкальное училище, на отделение струнных инструментов. Отчислялся из училища за увлечение джазом; несмотря на то  что в итоге был восстановлен, через некоторое время ушел из училища по собственному желанию.

В 1958—1963 годах работал артистом-инструменталистом в Тюменском областном концертно-эстрадном бюро, Томской, Кемеровской, Читинской областных филармониях, Петрозаводске, Оренбурге. Играл в Неаполитанском ансамбле ДК «Уралмаша» в Свердловске. После приглашен на работу в Белгосфилармонию, где создал ВИА «Песняры».

В 1973 году Владимиру Мулявину было присвоено почетное звание «Заслуженный артист БССР». Затем — «Народный артист БССР» (1979), в 1980-м — «Заслуженный деятель культуры Польши», а в 1991-м — «Народный артист СССР». Владимир Мулявин награжден медалью Франциска Скорины (1994), орденом Франциска Скорины (2001).

21 января 2001 года в Москве на «аллее звезд» заложена звезда в честь Владимира Мулявина и ансамбля «Песняры».

14 мая 2002 года Владимир Мулявин попал в автокатастрофу под Минском, через 8 месяцев, 26 января 2003 года, скончался. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.

У Любані частавалі знакаміты ансамбль салам


У БЕЛТЭЛЕРАДЫЁКАМПАНІІ захоўваюцца дзясяткі аблічбаваных відэазапісаў з канцэртамі, у якіх удзельнічаў Уладзімір Мулявін. Таксама аблічбавана ўсё, што сказана і спета «Песнярамі» на Беларускім радыё. Такая мультымедыя-спадчына складзена ў анталогію з 12 дыскаў. Адну з іх, з саўгаса «Любань» Вілейскага раёна, можна будзе паглядзець у праграме «Галоўны эфір» на Першым.

У чым асаблівая каштоўнасць запісу, карэспандэнту «СГ» патлумачыла дырэктар дырэкцыі фондавых матэрыялаў Белтэлерадыёкампаніі Ала Вярэніч:

— Цяпер вядзецца праца па аблічбоўцы «Панарам навін» 1978—1994 гадоў. У шматлікіх запісах знайшлі сюжэцік на 1 хвіліну 40 секунд, які адразу прылічылі да Залатога фонду Беларускага тэлебачання. Ён выйшаў у эфір у чэрвені 1980 года. Там фрагмент выступлення «Песняроў» на тыдні сустрэч, які ў той час праходзіў пад назвай «Майстры мастацтваў — працаўнікам сяла». Гэта было ў Доме культуры саўгаса «Любань» Вілейскага раёна. У сюжэце ёсць сінхрон Мулявіна на 51 секунду. Легендарны пясняр кажа, што яны прывезлі на канцэрт сваю апошнюю праграму — абрадавыя песні і рады паказаць іх там, дзе яны нарадзіліся і дзе іх спявалі.

Мы вырашылі ўдакладніць, ці былі «Песняры» ў вілейскай вёсцы. Таццяна Козел працуе хормайстрам у Любанскім сельскім доме культуры Вілейскага раёна і пацвярджае што, «Песняры» прыязджалі да іх у вёску. Саўгас быў вельмі магутнай гаспадаркай, у свой час ім кіраваў Герой Сацыялістычнай Працы Яўген Мірановіч. Мулявін і «Песняры» выступалі тут улетку 1980 года і пакінулі пасля сябе вельмі добрыя ўражанні. Прыехалі трохі раней да пачатку канцэрта, і нават паспелі пагутарыць з артыстамі нашага духавога аркестра. Прычым абстаноўка была вельмі простая і душэўная, ніякай зорнасці і фанабэрыстасці не назіралася. Вясковец Віктар Гладкі частаваў «Песняроў» дамашнім салам. «Елі, — казаў Віктар, — з задавальненнем».

Вікторыя КОРШУК, «СГ»

korshuk@sb.by

Елена Спиридович: «Это было обаяние космической силы»


ПО СТАРОЙ доброй традиции концерт в честь юбилея Владимира Мулявина в Белгосфилармонии сегодня будет вести известная ведущая, заслуженная артистка Республики Беларусь Елена СПИРИДОВИЧ. «Мне посчастливилось вести много концертов, в которых участвовал Владимир Георгиевич, — вспоминает она. — У нас были хорошие отношения, мы много общались, но не были друзьями. Без «извините, пожалуйста» я не могла к нему подойти. Это было обаяние космической силы, но в то же время рядом с ним ты автоматически становился меньше». 


В эксклюзивном интервью Елена Борисовна делится с «СГ» своими воспоминаниями о легендарном песняре. 

— Когда говорят «Володя Мулявин», я внутренне вздрагиваю, ведь было всего несколько человек, которые имеют право так сказать — «Володя», — продолжает она. — По прошествии времени я встречала такое количество друзей Владимира Георгиевича, что и весь Минск их не вместил бы. А на деле он был достаточно замкнутым человеком и далеко не всякого впускал в свою жизнь. 

Я принимала его предложения за честь, и они всегда поступали внезапно. Помню, вдруг мне звонит Владимир Георгиевич и говорит, что у него будет важный концерт в Москве, и хочет, чтобы я его провела. Только предупредить меня забыл, так как был занят. Через полтора часа надо было встретиться на вокзале. Билет в Москву на меня уже взяли. Он даже не допускал мысли, что я могу отказаться. Я помню, как неслась домой, чтобы собраться, и гордилась, потому что это было предложение от самого Мулявина. 

— Говорят, при всей своей великости он был простым человеком…

— Абсолютно так. В нем не было лжезвездности ни на грамм. Владимир Георгиевич если и мог пройти, не поздоровавшись, то это вовсе не по причине высокомерия. Просто в тот момент творил — в его голове рождалось что-то очень важное. Иногда во время концерта надо дать минутку вздохнуть артистам, уладить какие-то технические моменты. Чтобы занять это время, достаточно было перечислить все его звания. Он очень злился и говорил за кулисами: «Прекрати!» — но то же самое делаю и на следующий раз. Говорю медленно и припечатываю все сказанное: «Заслуженный артист Польши...» (смеется. — Авт.).

Незадолго до той страшной аварии произошла такая история. Мы ехали в Москву большим составом артистов на концерт в честь Дня единения народов Беларуси и России. Разница между ценой в купе и спальном вагоне в то время была небольшая. И я сказала администратору, что не езжу в купе и оплатила бы себе место в СВ. Он мне отвечает, мол, у нас такой бюджет, даже народный артист СССР ездит в купе. Так это трагедия, что у нас в стране народный артист СССР не едет в СВ, возмутилась я. Закончился концерт, и он потом подходит ко мне и говорит: «Мы учли ваши пожелания. Вы правы. Народный артист СССР должен ехать в СВ». Но Владимир Георгиевич наотрез отказался, твердо сказал, что поедет вместе со своим коллективом, а меня, как «зачинщицу» этих беспорядков, отправил в СВ. Мне было очень неудобно. Но билет у меня как свидетель давней истории хранится до сих пор. 

— Он был строгим руководителем?

— Чрезвычайно. Мы могли пить чай и балагурить, болтать о всяких пустяках, но во время работы это был совсем другой человек. Ты понимал, что никакие совместные «хи-хи» не дадут потом скидки, халтурить было недопустимо. Все должно быть так, как он говорит. Иначе найдет другого человека, или этого проекта не будет вообще. Он из тех людей, у которых не бывает мелочей. Наверное, поэтому все получалось так хорошо. Однако перед скрупулезностью стоял невероятный талант, которым он обладал. 

— Многие приписывают моду на усы именно «Песнярам». Есть даже оборот «мулявинские усы»…

— Когда-то при мне Владимир Георгиевич рассказал про усы на концерте, в зале это слышали тысячи людей. Еще во времена «Лявонов» им приходилось много выступать на улице. Аппаратура была несовершенна, от микрофона могло ударить током, и усы стали своеобразной изоляцией. В физике я не сильна, и не знаю, правда ли это. Но он любил пошутить и умел это делать с таким серьезным видом, что многие его слова я принимала за чистую монету. Только потом понимала, что меня разводят, как девчонку (смеется. — Авт.).

Владимир Георгиевич был удивительным рассказчиком, слушать его можно было бесконечно. Помню, как очень смешно бросал курить. Встречаемся на отдыхе, он после очередных гастролей в Америке, в красивом кожаном сомбреро, курит трубку. И так втолковывает: как это здорово, мол, курить трубку — что не удивлюсь, если многие после таких рассказов побросали сигареты вслед за ним. Спустя три недели возвращаемся назад. Вижу, курит сигарету одну за одной, я в недоумении: «Георгиевич, как же так? А трубка? Несравнимый с сигаретным дымом аромат? Вы же всех убеждали в этом…» Он в ответ, мол, слушай, так достала эта трубка. А все, что говорил, — чистая правда, но больше не тебе говорил, а самому себе.

Виктория КОРШУК, «СГ»

korshuk@sb.by

Мой Мулявин, мои «Песняры»…


Мой Мулявин, мои «Песняры» —

Это эхо далёкой поры,

Это эхо великой эпохи,

Птицы раненой женские вздохи…

Это в землю зарытый Гусляр…

Это Богом завещанный дар…

Это грустные песни о доле

Белорусов, живущих в неволе…

Это слуцких ткачей пояса,

Это скорбной молитвы слеза,

Это все дорогое наследство,

Что пришлось на счастливое детство…

ТВОРЧЕСТВОМ Владимира МУЛЯВИНА и его замечательного коллектива увлекся с самого детства. А случилось это, может быть, потому, что первая авторская песня Владимира Георгиевича «Белая Русь ты моя» написана в далеком 1969 году на стихи моего отца — Владимира Скоринкина. И у меня в пионерском лагере «Зубренок» была кличка Белый Аист. Все из-за того, что к нам в гости приехали композитор Александра Пахмутова, поэт-песенник Николай Добронравов и летчик-космонавт Петр Климук и меня, 12-летнего мальчишку, попросили под баян исполнить популярную тогда песню, которая начиналась словами: «Белый аист летит…» 

Автор статьи с Леонидом БОРТКЕВИЧЕМ, Людмилой
ИСУПОВОЙ и Анатолием КАШЕПАРОВЫМ

В ТО время я занимался музыкой и вместе со своим одноклассником Андреем Вуячичем (сыном известного певца) являлся солистом Республиканского дворца пионеров и школьников. Мы исполняли детские песни, а я хотел взрослые — те, которые пели Мулявин, Борткевич, Кашепаров… Помню, как, окунаясь каждое утро по команде главного физрука «Зубренка» Геллера Евгения Моисеевича в ледяной Нарочи, сильно простудился и слег… Горло болело, петь, естественно, не мог, но занялся лепкой из пластилина и вылепил «Песняров» в полном составе с гитарами, скрипками, роялем, духовыми инструментами, барабанами, за что на детском конкурсе был удостоен золотой медали. Когда мои кумиры выступали в родном Минске, я не пропускал ни одного концерта и всегда с нетерпением ждал выхода их новых программ, пластинок. По правде говоря, в детские годы я тайно мечтал работать в этом коллективе, но суровая судьба надолго погребла заживо все мои надежды… 

В 1980 году, окончив среднюю школу, по настоянию отца я уехал в Рязанскую область, поступив в Сасовское летное училище пилотов гражданской авиации имени Г.А.Тарана. Однажды во время летной практики небо плотно заволокло черными тучами, началась гроза, грянул гром, и все курсанты пережидали непогоду в армейских палатках. Одни играли в карты, другие рассказывали анекдоты, а я вдруг запел. Это была ария Гусляра. Потом еще долго некоторые товарищи из других палаток интересовались, что это была за песня, на каком языке, и кто ее исполнял. Буквально через несколько дней мы уехали на соревнования в Егорьевск — это Подмосковье. И в день отдыха я решил посетить Москву, как оказалось, для того, чтобы стать свидетелем поражения футболистов минского «Динамо» от столичных автозаводцев. Но это еще полбеды… Настоящая трагедия разыгралась тогда, когда вернулся в гостиницу и узнал от моих товарищей по команде, что они прекрасно провели вечер в местном Дворце культуры, куда с концертом внезапно нагрянули «Песняры». А я об этом просто не знал! 

Потом были изнурительные годы профессионального спорта, личных трагедий и всевозможных разочарований. Я целиком ушел в поэзию и творчеством ансамбля практически не интересовался… Но весной 1996 года случайно оказался в гостинице «Москва» (я учился в Москве на Высших литературных курсах при Литинституте имени А.М. Горького), где встретился с Мулявиным. Владимир Георгиевич поинтересовался здоровьем моего отца, пригласил на концерт, а еще, сев за рояль, показал мне набросок будущей песни на стихи Сергея Есенина «Друг мой, друг мой, я очень и очень болен». К сожалению, поэма «Черный человек» так и не обросла неповторимыми мулявинскими музыкальными крыльями, а самого Владимира Георгиевича следующий раз я увидел только 28 января 2003 года…

УДИВИТЕЛЬНАЯ вещь, уральский самородок, рожденный в рабочем поселке, отслужив в Белоруссии в армии, остался здесь, создал уникальный ансамбль, поднял белорусскую песню до недосягаемых высот, что не удалось сделать самим белорусам в этом жанре, оставив при этом множество детей и внуков «лейтенанта Шмидта», которые никак между собой не могут разделить это легендарное имя — «Песняры»…

21 февраля 2011 года в Белорусском государственном академическом музыкальном театре состоялся грандиозный концерт, приуроченный к 70-летию Владимира Мулявина. В первом отделении прозвучала рок-опера «Курган», во втором отделении мы пели песни. Мы — это Анатолий Ярмоленко, убедительно исполнивший роль Князя, неувядающие Валерий Дайнеко и Инна Афанасьева, маститый Валерий Анисенко и подающий надежды Ян Майерс, неутомимая арт-группа «Беларусы» во главе с одухотворенным Валерием Шматом и великолепный Государственный ансамбль танца под управлением Валентина Дудкевича, который очень много сделал вместе с балетмейстером-постановщиком Александром Алешкевичем для успеха проекта. Особую краску в постановку привнесли настоящие мастера своего дела из Белтелерадиокомпании Лилия Грязнова и Ольга Сенькевич, сотворившие чудо компьютерной графики на основе рисунков Арлена Кашкуревича. 

А все начиналось с арии Гусляра, которую я пел в палатке на учебном аэродроме и которую спустя три десятилетия все-таки записал и продемонстрировал родоночальнику «Кургана» — композитору Игорю Лученку. Игорь Михайлович сразу же загорелся идеей возродить все произведение, что я и сделал, так как другие на это оказались неспособны… Создал сборную команду. Мы не стали слепо копировать то, что было сделано до нас. Тем более не удалось найти партитуру этого сочинения, которое к тому же не было зарегистрировано. Владимир Мулявин, как всякая в высшей степени яркая творческая личность, не тратил драгоценное время на околотворческую суету. В нынешней версии, в отличие от предыдущих, использована не только каждая строчка поэмы Янки Купалы, а и вступление к поэме, чего не было раньше. Кроме того, мы уточнили многие стихотворные фразы героев, добавили вторую партию Князя, ввели фигуру Рассказчика, переиграли инструментальные партии, широко использовав современные технические возможности. Помогали мне в этой работе талантливый музыкант, аранжировщик Святослав Позняк, гитарист-виртуоз Сергей Антишин, звукорежиссер Олег Воронов. Посильную лепту мецената в копилку проекта внес земляк и большой почитатель таланта Владимира Мулявина — Игорь Есвейн.

Так на основе кантаты Игоря Лученка «Курган» (1963) для хора, солистов и симфонического оркестра и поэмы-легенды «Гусляр» (1978) Владимира Мулявина в 2010 году появилась рок-опера «Курган». Радио, телевидение, газеты и журналы широко освещали событие. Директор звукозаписывающей компании «Вигма» Ирина Ародь выпустила диски, которые моментально разошлись. Главный режиссер праздника белорусской письменности, который в тот год проходил в Хойниках, Нина Осипова включила наш проект в гала-концерт. 

Потом было 70-летие Владимира Георгиевича с «Курганом» во главе. Через год — очередной показ, на этот раз приуроченный к 130-летию со дня рождения Янки Купалы, в Молодечненском амфитеатре в рамках Национального фестиваля белорусской песни и поэзии. В 2013 году на фестивале «Майский вальс» в Марьиной Горке мы посвятили наш спектакль Игорю Лученку, отмечавшему 75-летие. Каждый год по разу демонстрируется этот необычный проект. Через него прошли, помимо названных артистов, Людмила Исупова и Вячеслав Статкевич, Вячеслав Михнович и Сергей Труханович, Виктория Алешко и Евгений Слуцкий, Геннадий Стариков... И началось это ровно через сто лет со дня написания белорусским классиком самой поэмы «Курган» (она датирована 1910 годом), в конце которой, как оказалось, есть пророчество: «Лет за сотню звёў час, ці і болей мо лет, // Зацвілі пераказы ў народзе;//Кажуць людзі: ў год раз ночкай з гуслямі дзед // З кургана, як снег белы, выходзе…» 

БЫЛ бы жив Мулявин, и, возможно, не пришлось бы мне его сегодня дублировать. Хотя такие яркие личности, как Владимир Георгиевич, в своей судьбе имеют только одну роковую дату — дату собственного рождения, а потом наступает Вечность, и они продолжают жить в своих бессмертных полотнах, сердцах и душах своих почитателей. Я вжился не только в образ Гусляра, создав рок-оперу «Курган», но и вдохнул новую жизнь в отдельные музыкальные произведения Владимира Мулявина, которые он сочинил или пропустил через свое сердце. С душевным трепетом и эстетическим наслаждением сегодня исполняю «Наследство», «Слуцкие ткачихи», «Сережки», «Над колыбелью», «Крик птицы», «Наши любимые», «За полчаса до весны», «Памяти Виктора Хары», «Последние залпы», «Малітву». А еще иногда жалею, что не удалось с ним встретиться тогда в Егорьевске, когда мне было всего-то восемнадцать. Как знать, быть может, не только моя судьба сложилась бы иначе. 

Андрей СКОРИНКИН

Фото Сергея МАЗОЛЕВСКОГО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter