От бесплатно — до 5000 долларов: мы узнали, как рождаются и сколько стоят хиты белорусских композиторов

Песня «под ключ»

Седьмого марта состоится финал национального отбора к «Евровидению-2019». Десять исполнителей представят свои песни на суд жюри, которое и выберет лучшего. Композиции будут на любой вкус и цену. Зене, например, помогает сам Виктор Дробыш. Будут там композиции и других известных авторов. Мы задались вопросом: как рождаются хиты и сколько это стоит?

К дому композитора Евгения Олейника впору проложить красную дорожку. Столько известных артистов прошло этим путем, что не на одну «Песню года» хватит! Анатолий Ярмоленко, Инна Афанасьева, Искуи Абалян, Александр Солодуха, Виктория Алешко и многие другие. Ходят они сюда не чай-кофе пить. Хотя и без этого никак. Звезды стучатся в эту квартиру за хитами. Евгений и его жена Юлия Быкова, недавно ставшие лауреатами премии Президента «За духовное возрождение», уже давно оборудовали в своем жилище студию, где и рождаются, а потом и записываются их песни. Мы напросились к ним в гости, чтобы узнать, как рождаются хиты.

Евгений и Юлия оборудовали студию прямо в квартире.
Фото Дениса Малышица

Хит по-домашнему


Но сперва банальное женское любопытство к хозяйке квартиры. «Как вам живется, когда в квартире постоянно гости?» — спрашиваю. Юля признается, что когда только родился их младший Вовка, то в дом к ним стучались только ради записи песен, все же переговоры выносили за его пределы. Но как только мальчик подрос, все вернулось на круги своя. Семейная пара уже и не представляет, смогли ли бы они жить без постоянных гостей. Да и приходящим артистам нравится эта домашняя, непосредственная обстановка: обязательно поболтать с детьми, потискать кота — и только потом начинается работа.

Так и в нашем случае: несколько слов с мальчишками, восторг от домашнего питомца — и к делу. Над чем сейчас работает семейная пара? Конечно, над песней «Чаравала», с которой их группа «Аура» попала в финал национального отбора к «Евровидению-2019». Евгений с Юлей вносят последние штрихи и уверяют, что она будет звучать значительно сильнее, чем на кастинге. Интересно, что песню эту пара написала несколько лет назад. Специально для «Евровидения». Но показывать ее долго не решались. Дорабатывали, дорабатывали и только сейчас представили широкой публике. Юля признается: пестует новый хит, как маленького ребенка. В принципе, так у них каждый раз: самая любимая обычно та песня, которая находится в работе. Как только «подросла», отпускают ее в свободное плавание.

Соло для мэтра


Как рождаются песни в этом семейном дуэте и как они находят своего исполнителя?

— Абсолютно по-разному, — отвечает Евгений. — Мы с женой уже устали делить и объяснять, кто что написал. Поэтому всегда пишем: «Музыка и слова Ю. Быковой и Е. Олейника».

И дальше приводит примеры. Возьмем хит Инны Афанасьевой «Перечитай». Эти душевные слова и музыка пришли в голову Юлии, еще когда она работала врачом.  Причем, как уверяет, никаких любовных страданий тому не предшествовало. Просто было полчаса свободного времени, и этого оказалось достаточно, чтобы придумать текст и мелодию к нему. Прибежала домой со словами: «Женя, подбирай аккорды». Муж наиграл песню, потом записал ее. Получилось так, что самим понравилось.  Но что с ней делать — не знали. Через несколько дней у них в студии оказалась сама Инна Афанасьева, пришедшая записывать фонограмму совсем других авторов. Грех было не показать ей «Перечитай». Поставили. На последних словах у Инны выступили слезы: «Это моя песня!»

Другой пример. Евгений Олейник уехал на работу в Китай, в один прекрасный день звонок от Виктории Алешко: «Женя, душа требует патриотической песни. Придумай что-нибудь». Олейник не медлил: достаточно быстро написал мелодию и переслал ее жене. Самое интересное в этой ситуации то, что Юля в это время в Минске готовилась к рождению сына. Возможно, в том числе и это поспособствовало тому, что в ее голове слова сложились в красивую песню «Синеокая». Вернувшись на родину, Евгений сам спродюсировал ее. Как оказалось, на радость Виктории Алешко и Анатолию Ярмоленко, которые и исполнили ее в дуэте.

Ну и третий красноречивый пример. Что называется, из последнего. На  «Песне года» Евгений и Юлия были ведущими части концерта, в которой исполнялись их песни. Известные артисты сменяют один одного. Черед  Александра Солодухи и Виктории Алешко с песней «Дороги белорусские». Семейная пара давно уже вынашивала идею сделать для харизматичного заслуженного артиста сольную композицию. Даже были определенные наметки: это будет хит в поддержку здорового образа жизни. Но вживую увидев на концерте, как публика принимает Солодуху, в голове у Евгения родилась строчка «Я люблю вас, белорусы». Сегодня эта песня стоит на рингтоне у певца, и ею он закрывает все свои концерты.

На последней «Песне года» прозвучало около десятка композиций авторства Юлии БЫКОВОЙ и Евгения ОЛЕЙНИКА.
Фото Алексея Столярова

Дорога на «Евровидение»


Вообще, одна строчка или даже какая-то неожиданно пришедшая на ум ассоциация часто становятся началом будущей песни. Так было и с I love Belarus, с которой Анастасия Винникова представляла нашу страну на «Евровидении-2011». Изначально девушка победила в отборе с песней Born in Belorussia, написанной также Олейником. Но «доброжелатели» где-то отыскали видео со студенческой вечеринки, где эта композиция уже была исполнена, что перечило правилам конкурса.

— Хорошо помню, как пришел к руководству ОНТ, которое в тот год занималось подготовкой к «Евровидению», и слышу: «Пишите новую песню». Еду домой в 24-м автобусе и в панике думаю, что делать? И вдруг в голове рождается фраза: I love Belarus. Я тут же позвонил Свете Гераськовой, напел мелодию, она написала весь текст, и через день эту песню мы уже презентовали руководству телеканала, — Евгений и сегодня болезненно вспоминает тот свой евровизийный опыт. Считает, что в финал конкурса профессиональное жюри умышленно не пустило нашу артистку, в то время как зрители поставили ее в десятку. Но утешением и для авторов, и для исполнительницы является тот факт, что эта песня уже много лет входит в сотню самых любимых хитов «Евровидения» за всю историю его существования.

Есть в творческой биографии Олейника и Быковой и триумфальное участие в «Евровидении», правда, детском. В 2007-м Алексей Жигалкович одержал победу с песней этих же авторов. Евгений смеется: оба его участия в этом престижном конкурсе не были гладкими. С семьей Жигалковичей, глава которой считается одним из лучших кардиохирургов Беларуси, Олейника познакомил Александр Тиханович. Стороны сразу прониклись друг к другу симпатией, вскоре родилась песня «С друзьями». Сегодня, говорит наш герой, у того успеха много причастных. Тогда же Жигалковичам, можно сказать, этот непростой путь пришлось пройти чуть ли не в одиночку. Олейник был одним из немногих в группе поддержки. И у той ситуации есть объяснение. За год до участия в детском «Евровидении» Алексея оттуда со вторым местом вернулся Андрей Кунец, а еще годом раньше триумфатором стала Ксения Ситник. Поэтому мало кто верил, что Беларусь третий раз подряд сможет войти в число призеров. Но Апельсинчик (так Лешу прозвали за его яркий наряд) сумел своей энергией и песней покорить Европу.

Сейчас Юлия и Евгений с группой «Аура» готовятся к своему одиннадцатому (!) заходу на этот конкурс. Получится ли, узнаем  7 марта, когда и состоится финал национального отбора. Пока же пожелаем плодовитому семейному и творческому дуэту новых хитов и ярких побед.

Наталья СТЕПУРО



ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Взять высокую ноту


Мы спросили у известных авторов и исполнителей о самой дорогой для них песне.

Олег ЕЛИСЕЕНКОВ, композитор:


— Дорогая в каком смысле? Если и в том, и в другом — и для души, и по деньгам, то, конечно, самый дорогой — это альбом «Где калина цвела», за который я как автор музыки, поэт Иван Юркин и певец Анатолий Ярмоленко получили премию Союзного государства в области литературы и искусства за 2015—2016 годы. Причем такой опт получается — премия не за одну песню, а за весь альбом, где больше десятка композиций. Это действительно дорогая и серьезная премия во всех смыслах (с 2013 года размер одной премии Союзного государства в области литературы и искусства составляет 5 млн российских рублей. — Авт).

В отношении остальных своих песен — есть ряд довольно дорогих. Но цена — это коммерческая тайна. По крайней мере, я об этом не говорю. Это же не в магазине, где приходишь и видишь товар и цену. С песнями все индивидуально, учитываешь и возможности человека, и творческую необходимость. Случалось, что просто дарил песни исполнителям. По-разному бывает. Вообще, финансовые отношения сложные, и самим торговаться — это не дело. Правильней, когда этими вопросами занимаются какие-то другие люди. А творческий человек — поэт, композитор, исполнитель — должен заниматься творчеством. На Западе так и есть, у нас с этим сложно, слабо развиты  товарно-денежные отношения в сфере искусства, нерентабельно. Поэтому если есть коммерческая жилка у творческого человека, то она и помогает. Но в целом чисто психологически всегда испытываешь неловкость. Спрашивают: сколько? Сам понимаешь: художественный труд бесценен, но его нужно продать.

Ольга РЫЖИКОВА, автор текстов песен:


— Если о песне самой дорогой сердцу и душе, то это, конечно, наша с ТЕО «Нам очень». Объясню почему. У меня есть главное правило, которым я всегда руководствуюсь при написании песен: никогда не писать о себе. Поэтому могу смело сказать: мои самые веселые, задумчивые или странные песни написаны независимо от моего личного душевного состояния. Я вообще не приверженец таких историй, когда люди садятся писать песни, если у них на душе кошки скребут или что-то случилось — несчастная любовь, печали, горести, разлуки. Я всегда воспринимаю написание песни как работу, и подходить к ней надо с хорошим настроением, в здравии и благополучии. «Нам очень» — единственная песня, где я нарушила все свои правила, она действительно о нас с супругом, вместе с ТЕО мы ее создали и исполнили.

Это — про сердце. Что касается финансов, поскольку мы сами себе пишем песни, естественно, я не рассчитываюсь с ним за музыку, а он не выплачивает  мне гонорар  за тексты. Все это происходит в семье, и это очень удобно. Я это называю просто и понятно: семейный подряд и экономия семейного бюджета.

У наших песен есть и много других исполнителей, начиная от народных артистов России Льва Лещенко или Александра Серова, мэтров нашей эстрады Инны Афанасьевой, Искуи Абалян, Анатолия Ярмоленко, Александра Солодухи и заканчивая начинающими белорусскими артистами. Но цены — это рабочие моменты, о них говорить не будем. Как авторы, мы получаем ежемесячно авторские отчисления, и они для меня всегда приятный финансовый бонус и некий сюрприз. Ведь авторские отчисления зависят от количества ротаций песни в месяц, предугадать которое невозможно. Мы никогда не знаем, сколько артист исполнит песню в концертах, как часто ее будут крутить по радио и телевидению. Но чтобы это происходило чаще, самый правильный вариант такой: находить хорошего артиста, который не просто исполнит, а подарит песне настоящую жизнь, желательно долгую и продуктивную.

Герман, автор песен, исполнитель:


— Самая дорогая моему сердцу песня — «Любовь-капкан», музыку к которой я написал года четыре назад, слова Натальи Касимцевой. Когда я услышал ее в исполнении Валерия Леонтьева, лично позвонил ему и попросил разрешения ее тоже исполнять. На мой взгляд, она шедевральна. И вот уже два года пою ее на всех своих концертах.

Что касается стоимости… Любое творчество должно оплачиваться, иметь свою цену. Конечно, я разграничиваю белорусских артистов, к которым более лояльное финансовое отношение, и российских. На рынке наших соседей совсем другая стоимость. Лет пять назад цена песни там составляла от шести до десяти тысяч условных единиц. Сейчас эти цифры уменьшились, потому что появилось много молодых авторов, которые готовы отдавать свои произведения бесплатно. Но это не мешает нам, профессионалам, оставаться на плаву и продолжать писать хорошие песни. Могу сказать, что несколько лет назад в том числе благодаря Лолите и Николаю Баскову, которые исполняют мои композиции, я купил себе двухкомнатную квартиру в Минске.

Влада, певица:


— Не могу выделить одну песню из своего репертуара, потому что на разных этапах каждая из них помогала мне создавать какие-то проекты, способствовала моей популярности. Например, когда я стала мамой, начала петь про детей. Так у меня появилась «Мамина дочка», которую написала Татьяна Шуринова. Как правило, артисты поют о любви: счастливой или несчастной — это коммерчески выгодно. Но мне сейчас ближе тема материнской любви. На ту песню даже сняла клип, в котором приняли участие более ста человек со всей страны. В 2015 году я презентовала его в День матери, но он по сей день активно ротируется. И я уверена, что эта песня не потеряет своей актуальности и через 20 лет, так как там очень искренне рассказано о любви к своим деткам.

Но если подойти к вашему вопросу с другой стороны, на моем творческом пути были разные варианты: я покупала песни не только подороже, например за 5 тысяч долларов, но и в разы дешевле. И что удивительно: никогда не знаешь, что придется по вкусу слушателям. То есть дорогое приобретение не всегда оправданно. Но есть еще важный момент: вкладываешься ли ты в раскрутку песни, снимаешь ли клип. В моей карьере был клип, в котором снимался российский актер Дмитрий Марьянов. Плюс там была сложная компьютерная графика. Это было десять лет назад, поэтому точную сумму не вспомню, но это более десяти тысяч долларов.

Ирина СВИРКО, Наталья ИВАНОВА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter