Песня на продажу!

Судьба релизов популярных исполнителей

Судьба релизов популярных исполнителей


Допустим, не все книги мастеров белорусской литературы успешно продаются, постоят–постоят некоторые «бестселлеры» в книжном магазине — и в макулатуру, в утиль. Бумага, как известно, все стерпит, на новых белоснежных полотнах печатают следующих писателей — производство почти безотходное, за вычетом нервов книгоиздателя и автора–графомана. Другое дело — компакт–диски. Вчера посетила производство звукозаписывающей компании «Вигма», увидела наконец своими глазами, что происходит с дисками тех исполнителей, чьи пластинки не продаются годами. Их элементарно, вручную, огромным молотком крошат в белую муку диск за диском — зрелище не для слабонервных артистов — и тихо сбывают в черных полиэтиленовых пакетах на помойку. Меня очень просили не называть имена певцов, по чьим дискам уже постучали молоточком, — не называю. С другой стороны, если пройтись по музыкальным магазинам Минска, особого труда не составит предположить, диски каких артистов так и просятся «под нож» коммерческой цензуры.


Ты знаешь, все в твоих руках


Довольно обширная дистрибьюторская сеть «Проспект» от посетителей своих витрин не скрывает, что залежи дисков белорусских исполнителей время от времени переходят в раздел «Распродажа», где первоначальная стоимость компакта снижается втрое. Так, например, пафосный телепроект ОНТ «Песни года» хорош «картинкой», но, увы, совсем не востребован в виде «физических носителей». CD–сборники «Песни года» очень часто падают в цене и годами пролеживают на складах магазинов.


Я взяла в руки диск Искуи Абалян «Другая жизнь» и поинтересовалась у продавца о ходе его продаж. Парень ответил честно: «Я работаю в этом магазине семь месяцев и не продал за все это время ни одного диска Искуи Абалян». Признаться, я удивилась. Мне казалось, что каждый меломан обязательно должен заинтересоваться прелестной песенкой Искуи «Танец бойцовых рыбок»...


«А как продаются диски — Натальи Тамело?» — «Два или три диска. Да почти всех белорусских исполнителей слабо покупают», — огорчил продавец–консультант. Певица Абалян не захотела обсуждать со мной  тему покупательского спроса на свои пластинки — дело хозяйское. А Наташа Тамело живо откликнулась на проблему:


— Мне приходилось лично ходить по магазинам и отслеживать, чтобы мои диски стояли на полках. Иногда приду в тот же «Проспект», а альбома нигде нет. Звоню директору компании, спрашиваю: «Александр, как так? Почему моего диска нет в продаже?». Он отвечает: «Все понял, сейчас выставим». И через некоторое время со склада несут охапку моих дисков, выставляют на полки. Я не хочу никого обидеть, но, мне кажется, отношение рекорд–компаний к белорусским артистам неуважительное. Повторюсь: мне самой приходилось отслеживать поставки своих дисков даже в магазин. Я понимаю, отчего так происходит. За тираж своих дисков я сама заплатила, рекорд–лейбл никаких финансовых потерь не несет, если вдруг мои диски не продадутся, им наплевать.


Диск живет один день


Возможно, сейчас выскажусь чересчур пессимистично, но, на мой взгляд, диски многих  «звезд» белорусской эстрады живут один день — это день презентации. Новоиспеченный продукт, скажем, диск группы «Харли» или Алекса Оруджева, как младенца, повязывают розовой лентой на счастье и приносят на пресс–конференцию к журналистам. Артист или артистка долго рассказывают, в каких муках они рождали альбом, критики все послушно записывают в блокнот и после ста граммов классического фронтового напитка шоу–бизнеса — полусладкого шампанского разносят на страницы своих изданий: «Встречайте дебютный альбом!» После презентации музыкальный магазин становится приютом вечного сна тысячного тиража дисков, братской могилой, где покойно прозябают песни Полин, Вовок–Пончиков, Васей–Ксюшей и сотен еще никому не известных композиций на полке под названием «Белорусские исполнители». «Наши артисты совсем не умеют рекламировать свои диски. И вкладывают чудовищно мало средств в пиар своего продукта, — заочно спорит с Натальей Тамело Олег Борышнев, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам компании «Вигма». — Есть артисты, которых мы готовы выпускать сами и за свои деньги, тиражом много большим, чем тысяча экземпляров Натальи Тамело. Например, совсем скоро мы выпустим пластинку группы Mery Poppins тиражом 5.000 и уже заплатили артисткам так называемое роялти. Отлично продаются в регионах, не только в Минске, диски Александра Солодухи, например, групп «Леприконcы», «Да Винчи». Когда ребята на слуху, у них самобытный музыкальный продукт и их часто показывают по телевизору, — тогда проблем с дистрибьюцией нет».


Или пан, или пропал


Ого, у нас есть исполнители, для которых важна коммерческая составляющая от продажи дисков, таких артистов немного, но все же назовем их ради справедливости: команды «J:Морс», «Крамбамбуля», N.R.M., «Тяни–толкай», beZ bileta, Аня Шаркунова, Алексей Хлестов, и вот еще совершенно новый проект, можно сказать, прорыв месяца — сборник «м–dOM». На диске представлены песни модных альтернативных команд «Серебряная свадьба», «Аддис абеба», «ПортМоне» и других групп, их уникальность заключается в том, что за две недели продаж они успели реализовать половину первоначально тиража сборника — 500 экземпляров. С умом представили пластинку на крупнейшем open–air фестивале в России — «Пустые холмы», где было 30 тысяч зрителей. Вдобавок изрядно попортили настроение российским корифеям рока: общественность заговорила о феномене белорусской альтернативной музыки, а российские дистрибьюторы — о дополнительном тираже сборника «м–dOM».


Для других артистов, видимо, важно просто иметь в домашней коллекции свой альбом. Например, для того, чтобы дарить пластинку друзьям и знакомым. Или носить ее на FM–станции, где добрые ди–джеи разыграют для слушателей пару–тройку мертворожденных пластинок. Мне в этой связи ничего не жалко, кроме поликарбоната и алюминия, из которых компакт–диски изготавливаются. Ведь эти материалы представляют собой не меньшую ценность, чем лес. Сколько теплиц или автобусных остановок можно сделать из поликарбоната? Сколько детских бассейнов можно оборудовать на дачных участках, если отдельно взятые артисты уймутся и не станут печатать гигантскими тиражами свои пластинки?..


И не сказать, что вся наша современная белорусская поп–музыка — безоговорочный шлак. Я первая брошу камень в того, кто так скажет. Просто никак не можем мы привинтить нужную гайку к рабочему колесу, чтобы все завертелось и закружилось качественно, безотходно. Мы научились снимать клипы, записывать песни, осталось малость — научиться, в конце концов, продать готовый альбом. Тут–то и висит белый кирпич на красном фоне, наш знак «бесконечность» — знак тупика.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter