Песни небритого дождя

В интернете по–прежнему ведутся битвы между исполнителями, музыкальными критиками и рядовыми слушателями...

В интернете по–прежнему ведутся битвы между исполнителями, музыкальными критиками и рядовыми слушателями. Чем хороша сеть для шибко стеснительных — скрывшись за псевдонимом, здесь можно высказать любой звезде все, что о ней думаешь. А то за взятием автографа или банкетной рюмкой разговоры по гамбургскому счету не слишком складываются. Хотя и обычная рецензия, выпущенная под реальной фамилией, способна вызвать настолько субъективную реакцию, что ни о каком консенсусе в ближайшее время мечтать не придется. И тогда на помощь летит «паутина»: пиши инкогнито что хочешь, выясняй отношения и говори правду. Я — за такое общение. Но, конечно, когда при этом не нарушаются этические и моральные нормы, характерные для шоу–бизнеса, и обмен мнениями не скатывается к пошлости. Однако остаются и такие критики, которые идут на коллег по искусству с открытым забралом, не скрывая подлинных имен. И с теми и с другими я вас сегодня познакомлю.


Для начала — цитата из песни «Играет Дассен» российского шансонье Жеки: «Утонули в синей ночи купола Москвы, за окном небритый дождик тронет сон листвы...» Я представил себе тот дождь, которого, быть может, ни разу не касалась опасная или электрическая бритва. Весь щетинистый такой (колючий — вот что тут имелось, наверное, в виду, но поэтическое вдохновение не позволило исполнителю опуститься до банальности), либо с окладистой бородой. Язвить можно до бесконечности, но слушать в маршрутках нам это приходится. А теперь вернемся к нашим бардам.


Скучно, девушки


Под острое перо ценителей прекрасного угодила недавно могилевская группа Akute, осколок талантливой, но развалившейся команды «Глюкi». Евгений Долгих считается критиком умеренным, принципиально не лезущим за ругательными словами в карман, а обходящимся теми, что на поверхности: «Грамотно, но — уныло. Тексты ни о чем — послушал и забыл». И идеолог «Центра живого рока» Виталий Дорошенко щадить земляков не стал: «Я не вижу, куда группа может развиваться и как может измениться в лучшую сторону». Фронтмен гомельских блюзменов Al Narrator Orchestra Александр Цыганок добил ансамбль со своих профессиональных высот тяжелой артиллерией: «Я научился сочинять музыку, как у Аkute. Берем любую ноту (хотя нет, лучше ля или ре) и строим от нее третью ступень, причем непременно малую терцию, и начинаем то повышать, то понижать на полтона этот звук. Получится что–то монотонное, зато все же как–то не на одной ноте. Потом строим чистую квинту от вышеуказанных ля или ре. И... начинаем то повышать, то понижать на полтона. Слушать можно, уровень игры и пения есть, но к композиционному построению надо бы с творчеством и со знанием гармонии подходить». Когда триолями от всего сердца прикладывают, ясная песнь, всякое желание сочинять пропадает, каким бы сольфеджио вооруженным и очень опасным ты ни владел.


И бывшему программному директору минских FM–станций «Авторадио», «Радио «Би–эй» и «Альфа–Радио» Виталию Дроздову его познания в области арпеджио не помогли: «Группа The UNB принадлежит к той категории музыки, что вечно болтается между панк–роком и «Сектором газа» и никогда не может примкнуть ни к первому, ни ко второму. Потому что для панк–рока в этой музыке слишком мало энергии и слишком много штампов, а для «Сектора газа» — слишком невесело и скучно. The UNB остались в координатах начала 90–х. В этих координатах все звучит достаточно убедительно — плохая запись, топорные аранжировки, блюзовые штампы и нескладные тексты. Безусловно, это рок с активной позицией. Видно, что группа очень сильно против чего–то протестует. Но нельзя никак понять, против чего конкретно». В ответ Дроздов попал под раздачу критика Юрия Романова: «Уважаемый рецензент в альбоме The UNB нашел: плохую запись, топорные аранжировки, блюзовые штампы, нескладные тексты, рок с активной позицией, группа очень сильно против чего–то протестует. Вероятно, рецензент слушал другую группу и другой альбом». Почти подвел итог сражению ироничный Дорошенко: «Прекрасный альбом. Дольник (вокалист и гитарист Дмитрий Дольник. — О.К.) — гений». А окончательный вердикт объявил некто greenny: «Ясно?! Гениальны, и все тут».


Что–то с аурой моей стало


По опыту общения с альтернативщиками знаю, что они — люди не без жуков–оленей в голове. Процесс бодания для них — образ жизни. Эстрадники и близкие к ним — попроще. Им себя и семьи кормить нужно, впрочем, не забывая при этом и о душе. Евгений Долгих и осветил кое–что из доселе для нас скрытого в треках попсового проекта Aura: «Убогие копии диско 80–х и не менее убогие клоны песен ВИА чуть более раннего времени. С претензиями воспроизвести модный когда–то саунд». В роли гаубицы снова выступил «убийца» Цыганок: «Так и слышится то Трилок Гурту (известный исполнитель на табла — индийском ударном инструменте. — О.К.), то Дэвид Аркенстон (нью–эйдж–артист. — О.К.). Записать «фанеру» при хорошем запасе сэмплов сможет любой продвинутый подросток! А сыграть, как работают ребята у Янни, Энии (вообще жуть какие артисты. — О.К.), вам не удастся!» И пока лидеры коллектива Евгений Олейник и Юлия Быкова собирались с аурой, на их защиту встал Andrejs: «На фоне остального поп–ужаса белорусской сцены — продукт вполне удобоваримый».


Повезло Александру Патлису, о музыке которого высказались категорично, кратко и полярно. Notararity: «В целом — скучно», JAMAYK: «Мощная работа». Не повезло Лесе Кодуш и Славе Нагорному. Notararity: «Тексты примитивны даже для этого жанра. Аранжировки — нафталин». И Цыганок с бемолями тут как тут: «Надоело клонирование одних и тех же вокальных интонаций и мелизмов. Если допустить, что песни местами неплохи, то мириться с таким пещерным аккомпанементом невозможно!» И совсем худо пришлось Саше Немо. Долгих: «Песни, которые исполняет Саша Немо, нельзя назвать даже плохими, потому что они попросту нулевые. Полный вакуум». К чести ответчика, он стойко перенес удар и не ушел из музыки: «Мне очень жаль, что мои критики ни разу не присутствовали на моих сольных выступлениях. Тем не менее — большое спасибо!» Верное, кстати, замечание: я на месте певца стал бы этим музыковедам насильно мил — развез бы им приглашения на сольник (и чтоб обязательно внизу открытки большими буквами было написано: «По окончании мероприятия — фуршет»). Возможно, потом в отзывах вы, Саша, прочитали бы, каким свежим воздухом заполнился вакуум вашего творчества.


И, чтоб не успокаивались на достигнутом, несколько строк об ансамбле «Песняры». Вновь слова отдаю активистам. Долгих: «В настоящей музыке всегда есть драматизм, внутреннее напряжение, загадка, непредсказуемость, шероховатости, такие «якорьки», которые цепляют и держат». Цыганок: «Не хочу показаться старомодным, но припомню, что о Родине и ее доле надо петь как минимум тоном Марка Бернеса, а не строить на ровном месте «пачки» из Uriah Heep или Bee Gees».


Ой как трудно живется в сети музыкантам, две радости у них за ее пределами — зрители на концертах и покупатели дисков в магазине. Аншлагов вам и допечатываемых тиражей!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter