Интервью первого зампреда Гродненского облисполкома накануне областных «Дожинок» в Зельве

23 сентября в Зельве — областной фестиваль-ярмарка тружеников села

В непростых условиях пришлось добиваться результата хлеборобам Гродненской области. Весенние заморозки, июньская засуха, августовские ливни — погода до самого последнего момента держала аграриев в напряжении. Тем не менее итоги оказались на удивление высокими: валовой сбор зерновых и зернобобовых — 1,4 миллиона тонн при урожайности 46,9 центнера с гектара. А четыре района — Гродненский, Новогрудский, Мостовский и Щучинский — смогли даже превысить прошлогодние показатели. Об особенностях нынешнего хлеборобского сезона собственный корреспондент «СГ» поговорила с первым заместителем председателя Гродненского облисполкома Юрием Валеватым.

Фото из архива «СБ»

— Не секрет, что высокий результат, который продемонстрировали хозяйства Гродненщины в финале жатвы, стал приятной неожиданностью на фоне целого ряда неблагоприятных погодных факторов этого сезона. Юрий Николаевич, каким образом удалось добиться таких итогов?

— На протяжении вегетационного периода, где-то с начала мая, по отдельным регионам осадков не было около 100 дней. Еще один стрессовый момент — большой среднесуточный перепад температур, который достигал временами 15 градусов в поздневесеннем периоде. Попав в такие агрессивные условия, растение, как и любой живой организм, в первую очередь бросает все внутренние силы не столько на собственное развитие, сколько на дальнейшее воспроизводство вида, что мы и наблюдали в этом году. Помимо погодных условий, есть еще немало аспектов, управлять которыми нам под силу. Например, мы пересмотрели подходы к посеву зерновых культур в различных районах с учетом разницы почв, а также серьезно поработали над оптимизацией структуры полей. Мы ее постепенно смещаем под увеличение озимого клина. По итогам этой уборочной кампании он составил 70 процентов зерновых культур.

— Как выглядит реформа полей в разрезе конкретных культур?

— Мы снизили площади посевов озимой ржи в целом по области, понимая, что эта культура мало востребована животноводством и низкодоходна при реализации. Помимо этого, замещаем яровой ячмень озимым и увеличиваем количество кукурузы, предназначенной для уборки на зерно. И, что также немаловажно, проводим ежегодный мониторинг сортового состава того посевного материала, который используем. Например, по озимой тритикале определили три основных сорта, которые должны работать на территории Гродненской области: «гродно», «торнадо», «толедо». Этот выбор сделан на основании наблюдений производителей сельхозпродукции и нашего зонального института растениеводства в Щучине, где, я считаю, работают специалисты высочайшего класса.

— Сегодня Главой государства поставлена задача по снижению зависимости от импортного посевного материала. Какой путь здесь лучше выбрать?

— Начнем с того, что сорт «гродно» выведен в Жодино нашим земляком, выходцем из Гродненской области. Тем не менее стоит учитывать, что наш регион всегда был передовым в использовании сортов иностранной селекции. Нужно ли нас за это критиковать? Считаю, нет. Мы сегодня размножаем импортный исходный материал на территории нашей страны и отдаем его в расширенное производство хозяйствам. Таким образом, доля семян иностранной селекции, завозимых извне, в структуре озимой пшеницы и озимой тритикале — 4 процента. Наши западные коллеги хотят сотрудничать с Республикой Беларусь, они готовы нам поставлять семена и даже просят нас использовать их. Компании, которые продолжительное время работают с нами, отделяют политику от бизнеса, поэтому глобальных вопросов в части получения необходимого нам объема посевного материала не существует. Если вдруг они возникнут, мы готовы закрыть его своими семенами.

С хорошим настроением семья встречает помощника комбайнера Дмитрия Леуту из КСУП «Неверовичи» Волковысского района.

— Гродненская область — регион с развитым аграрным производством, где апробирование и внедрение инноваций проходит в кратчайшие сроки. Какие новые подходы по повышению эффективности отрабатываются на полях?

— Идет реформирование системы внесения минеральных удобрений. Ряд хозяйств прорабатывают использование сложно-смешанных удобрений. Помимо этого, мы нашли ключевые точки роста в части применения и подкормки азотными удобрениями. Например, внекорневые подкормки от пяти до десяти раз более эффективны, чем подкормка россыпью. Поэтому одно из требований при проведении фунгицидных и инсектицидных обработок — применение внекорневых подкормок не только азотными удобрениями, но и микроудобрениями, хелатными формами удобрений. Таким образом, мы предпочитаем более глубокую материю технологий.

— Впервые за всю историю Беларуси в области урожайность озимого рапса составила 39,4 центнера с гектара, валовой сбор — рекордные 268 тысяч тонн, а семь хозяйств перешагнули планку в 100 центнеров с гектара зерновых и зернобобовых. Этот уникальный результат — также заслуга развития технологии и ее диктатуры?

— Что касается рапса, вы назвали цифру в целом по области, а по ряду хозяйств она намного выше. Например, в СПК «Гродненский» намолотили практически 73 центнера на круг, СПК «Сынковичи» и СПК «Нива-2003» — более 72. Это говорит о том, что мы уже отточили технологию выращивания как этой культуры, так и зерновых.
Мы ушли от применения сортов в пользу гибридов как более потенциальных по урожайности, но более требовательных к соблюдению технологии — и у нас это получается. Да, необходима диктатура технологий, чтобы главенствующую роль в растениеводстве играли факторы не природного характера, а антропогенного, которыми мы управляем. 
Здесь важно все: сроки, нормы сева, уходные работы, подходы к протравителям семян — сегодня ни один гектар озимого рапса не высевается без использования двойного компонента протравителя. Растениеводам Гродненской области не нужно напоминать о необходимости четкого следования технологическому регламенту — для нас это норма. Результат налицо.


— Хотелось бы затронуть вопрос технического обеспечения хозяйств. Как обстоят дела в этом аспекте?

— С 2020 года цена на запчасти западноевропейских производителей выросла в два с половиной раза. Аналогичная динамика роста цен наблюдается и с импортной техникой в целом. Однако если вы спросите меня, покупать ли нам иностранную технику, я отвечу однозначно: покупать. Это позволит стимулировать наших производителей — крупнейших экспортеров сельскохозяйственной техники — к конкурентной борьбе и дальнейшему развитию. Это пойдет на пользу как промышленности, так и отечественному аграрному сектору. По моему твердому убеждению, наш КЗС-2124, рожденный с учетом технических особенностей современных образцов западных агрегатов, — это лучший зерноуборочный комбайн на территории постсоюзных государств. Хочу сказать отдельное спасибо гендиректору ОАО «Гомсельмаша» Александру Новикову от аграриев Гродненщины: такая оперативная реакция на гарантийные ситуации, возникавшие во время эксплуатации, заслуживает величайшего уважения! Приведу говорящую статистику: до конца текущего года хозяйства Гродненской области приобретут 148 зерноуборочных комбайнов отечественной сборки и 12 — европейской. Для сравнения, года три назад среднее количество приобретаемых отечественных зерноуборочных комбайнов равнялось примерно 35—40, иностранных — 20—25. Хочу подчеркнуть, что наши предприятия выпускают весь шлейф агрегатов надлежащего качества, используемых в аграрном производстве. Дефицита нет.

— И все же никакая суперинтеллектуальная техника не заменит человека в аграрном секторе: руководителей, специалистов, работников…

— Сегодня главная задача — сберечь людей, которые трудятся на земле. Это непросто. У нас же нет выходных в привычном, городском понимании этого слова. Сельчане уезжают именно в поисках мест с нормированным рабочим графиком. Такая тенденция очень серьезно вымывает наши кадры. Да, современная техника пока позволяет компенсировать снижение численности работников. Мы делаем все возможное, чтобы привлечь людей в деревню. Главой государства было принято мудрейшее решение в части развития села и создания агрогородков. На мой взгляд, необходимо найти дополнительные источники финансирования людей, которые живут на земле. Нужно запускать программу строительства жилья на селе, не возлагая кредитную нагрузку на предприятия АПК. Кредиты нужно выдавать людям под льготный процент, а разницу в ставке бюджет вполне способен взять на себя. Что еще можно сделать? Я сейчас выскажу смелое предложение: снимите про наших хлеборобов хороший художественный фильм. Помните, 20 лет назад вышел фильм «Бригада» — и молодежь сразу увлеклась криминальной романтикой. Чтобы исправить ситуацию, в прокат выпустили сериал «Участковый» — молодежь пошла в милицию. Поверьте, в сельскохозяйственном производстве романтики не меньше. Люди здесь особенные: трудолюбивые, с открытой душой. Они всегда понимали свою ответственность перед страной и народом. Работники села доказали, что они сильнее эпидемий, выше политических дрязг. Они готовы постоять за свою страну, но благодаря мудрости нашего Президента сражаются на мирном поле, демонстрируя свои победы не на поле боя, а на пшеничных полях.


charovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter