Первый урок реформы

Отшумели выпускные балы.
Отшумели выпускные балы. Вчерашние 11-классники теперь абитуриенты, и школьные проблемы для них - уже прошлое. Однако опыт первого реформенного года, в течение которого без пяти минут студенты были первопроходцами, пригодится тем, кому придется оспаривать право на студенческий билет в недалеком будущем. Каким был ушедший учебный год? Несомненно, богатым на нововведения: пятидневка, 10-балльная система оценки знаний, переход на двенадцатилетку, национальные тесты... До 1 сентября еще есть время вдумчиво осмыслить первые результаты этих новшеств и извлечь необходимые уроки.

Однако, и не дожидаясь итогов борьбы за студенческий билет, есть все основания утверждать: качество общего среднего образования все еще не дотягивает до желаемого уровня. Результаты весеннего централизованного тестирования тому свидетельство. К слову, подобная форма демонстрации знаний год от года становится все популярнее: минувшей весной протестироваться изъявили желание около 40 процентов 11-классников - на 12 с лишним процентов больше, чем в 2002 году. И для многих из них результаты тестирования явились полной и, увы, отнюдь не приятной неожиданностью. Самыми "массовыми" отметками - тестовые баллы переведены в оценки, соответствующие определенным уровням 10-балльной шкалы, - оказались "4", "5" и "6". "10", "9" и "8" - отметки, которые не стыдно предъявить в качестве экзаменационных, заработала лишь пятая часть принявших участие в тестировании. Специалисты Министерства образования признают, что оставляет желать лучшего не только уровень знаний школьников, но и содержание самих тестов. Некорректность отдельных формулировок тестовых заданий, неоправданная их сложность, дефицит тестового времени наконец - то, над чем еще предстоит поразмыслить разработчикам централизованного тестирования. Заставляет задуматься и тот факт, что самый высокий результат среди участников тестирования показали гимназисты и лицеисты, а самый низкий - выпускники обычных школ.

Вероятно, и вправду подоспело время для масштабного мониторинга качества образования, который, кстати говоря, намечен на будущий учебный год. Уже разрабатываются тесты по чтению - для начальной школы; по математике, белорусскому и русскому языкам - для базовой; старшеклассники, кроме математики и языков, будут протестированы еще и по литературе. Однако достижения учеников - во многом результат профессионализма их наставников. Поэтому проэкзаменуют не только школьников - образовательные методики, которые используют учителя в учебном процессе, тоже подвергнутся ревизии.

Татьяна ЩЕДРЕНОК, "СБ".

Дневник в десятку!

Мальчишки и девчонки, а также их родители уже могут обзавестись белорусскими школьными дневниками нового образца. Вместо прежних 15 типов отечественных и зарубежных вариантов дневников, которые не всегда учитывали особенности детей разного возраста, а также пестрели грамматическими ошибками (особенно это касается российских дневников, о чем "СБ" рассказывала читателям), специалисты Национального института образования разработали единую форму.

Принципиальных отличий от тех многочисленных дневников, которыми ученики пользовались последние годы, нет. Однако при разработке новых образцов-эталонов дневника постарались учесть все пожелания детей, родителей, учителей и перенять опыт зарубежных стран. Понятное дело, отличаются между собой дневники для начальных классов и старшеклассников. Ведь пришлось брать в расчет количество уроков в разных классах, учебных дней в неделе, перечень изучаемых предметов, рассказал директор Национального института образования Владимир Пархоменко.

Новые дневники изданы на белорусском языке. И уже к 1 августа в продаже появится необходимое их количество.

Марина КУНЯВСКАЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter