Первый «сквоттер» на деревне

Нежелательные «квартиранты» могут облюбовать пустующее или недостроенное жилье
Нежелательные «квартиранты» могут облюбовать пустующее или недостроенное жилье

«Сквоттерами» называют людей, занимающих без всяких оснований пустующие помещения. Они появились еще в конце 70–х годов прошедшего столетия. В основном это были представители богемной среды, тусовочной молодежи либо бездомные. Но жизнь показывает, что «сквоттеров» полно и у нас. В деревне Присно под Могилевом стоит обгоревший сруб с обвалившейся крышей, над которой мрачно возвышается почерневшая труба. Строил хозяин дом, глядишь, через год–другой справил бы новоселье... Да однажды в зимнюю стужу забрел в хатку недобрый человек, случайный прохожий, растопил печку, уронил на пол полено и поджог постройку, а потом пошел сдаваться в милицию. Во всяком случае, деревенские жители говорят, что все так и было.

Вообще–то так называемые недострои, как и заброшенные дома, нередко привлекают тех, кому некуда деться. Хозяйничают там обычно бомжи и наркоманы, да еще подростки, сбежавшие из дому в поисках приключений. Время от времени наведываются даже вполне «домашние» люди, которым хочется расслабиться, а в собственных квартирах не позволяют строгие жены. К этим ключи от коттеджей попадают просто: летом что–то строили или ремонтировали на участке, а покидая объект, забыли вернуть хозяину ключ.

— К сожалению, явление довольно распространенное, — подтвердил заместитель начальника управления профилактики УВД Могилевского облисполкома Александр Петрусевич. — К примеру, в Кличевском районе пастуху было далеко каждый день добираться в свою деревню и он время от времени ночевал в доме, где не жили хозяева. А как–то раз завалился на кровать, закурил сигарету и уснул – дом и загорелся...

Нередко пустующие дома в сельской местности разбирают на дрова или стройматериалы. В Могилевском УВД возбуждалось немало уголовных дел по таким фактам, случалось подобное и в Краснопольском, и в Быховском, и в Бобруйском районах. Приехав на место происшествия, милиционеры почти всегда замечали, что перед тем, как разобрать строение, там некоторое время кто–то жил, изучал обстановку и только убедившись, что хозяева не сильно интересуются своей недвижимостью, брался за дело.

Впрочем, иногда вещи из пустующих домов забирают и соседи, а половые доски, оконные рамы и двери несут к себе, чтобы топить печку. Это обычно происходит с деревенскими хатками, оставленными умершими родителями в наследство детям, давно покинувшим свою деревню. Приезжают наследники на Радуницу навестить могилки стариков, смотрят — а от домика почти ничего не осталось...

Коттедж, построенный вблизи города, разбирать «на запчасти» мало кто решится, зато от вторжения в новостройки не гарантирован никто.

Как–то один «шабашник» подрядился возводить коттедж в Могилевском районе, днем работал, а ночью, зная, что никто не придет, уверенно располагался в доме на отдых. Потом совсем обнаглел: продал другому застройщику по дешевке хозяйский цемент, на этом и погорел: его задержали и возбудили уголовное дело.

Что ни говори, а уважение к чужой собственности привито с детства далеко не всем. «Ну что здесь такого, зашли, посидели, не убудет же», — рассуждают иные субъекты. И убедить их в том, что это неправильно, почти невозможно.

Грустную историю рассказал мне могилевчанин Сергей Морозов. Строитель по специальности, он соорудил себе симпатичный коттедж за городом и уже собирался переселяться, когда позвали на высокооплачиваемую работу в Москву. Бросив все, подался в российскую столицу зарабатывать на мебель, бытовую технику и прочие нужные вещи, а вернувшись через полгода, увидел в доме бродягу. К тому времени планы Сергея изменились, решил он коттедж, в котором не жил ни дня, продать. Выдворив самопровозглашенного «хозяина», стал искать покупателей, только все, кто приходил смотреть недвижимость, обязательно ставили условие: либо сбрасывай цену, либо делай ремонт, жилье–то не новое, вторичное. Пришлось тратиться на обновление комнат.

Сразу нескольким моим знакомым, завершающим строительство коттеджей в поселке под Могилевом, на днях поступило «заманчивое» предложение от подозрительного субъекта без паспорта, трижды побывавшего в местах не столь отдаленных. Каждому из домовладельцев он уверенно предлагал, что поживет в их «хоромах», не только не внося арендной платы, но еще и на полном пансионе и с обязательным небольшим жалованьем. Дескать – он же будет сторожить! Получив категоричный отказ, «доброхот» ничуть не расстраивался и тут же выступал с другой инициативой: «Если не доверяете, постройте мне в своем дворе домик, буду жить в нем. А что земля дорогая и «хибара» вид участка испортит — не так уж важно: зато я буду приносить пользу».

— Не хотите проблем — позаботьтесь о сохранности своей недвижимости, — советует Александр Петрусевич. — Если дом расположен за городом, можно, конечно, оборудовать его радиосигнализацией, но это достаточно дорого и не всем по карману. Но обязательно установите крепкие замки и надежные решетки, можете также приобрести автономную сигнализацию, так называемый ревун. А еще попросите соседей приглядывать за вашим подворьем и оставьте им свой контактный телефон...

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter