Первый шаг. Вооруженные силы России переходят на новую систему управления.

В России завершается переход от системы военных округов и флотов к системе оперативно-стратегических командований (ОСК). По-видимому, это должно привести к снижению роли главкоматов видов ВС и к полному разделению административных и оперативных функций.

Таким образом, архаичная система управления ВС, унаследованная Россией от СССР, кардинально меняется. ОСК, в отличие от бывших военных округов, не будут обременены административными вопросами, которые, очевидно, полностью перейдут в ведение главкоматов видов ВС. Последние станут, по сути, хозяйственными структурами, обеспечивающими снабжение войск всем необходимым и комплектование их личным составом. ОСК же будут отвечать только за ведение боевых действий и подготовку к ним. Причем они будут включать части и соединения всех видов ВС – сухопутных войск, ВВС и ПВО, ВМФ. Непосредственно Минобороны будут подчиняться лишь стратегические ядерные силы (СЯС), а также часть ВДВ, которые выполняют функции резерва Верховного главнокомандующего и Сил быстрого развертывания для ведения локальных войн на границах России и за ее пределами. 
На межвидовые командования давно перешли США и Объединенные вооруженные силы (ОВС)
НАТО, а также Бразилия, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Куба, Марокко, Республика Корея, Тайвань, ЮАР, то есть страны, сильные в военном отношении и имеющие достаточно большие и протяженные территории (либо несколько стратегических направлений, откуда могут исходить различные угрозы).
Перешли к системе командований и крупнейшие армии стран СНГ. На Украине вместо трех советских военных округов (Прикарпатского, Киевского, Одесского) были созданы Западное, Северное и Южное командования. В ВС Казахстана образованы командования «Астана», «Восток», «Запад» и «Юг». И даже небольшая по территории Беларусь создала Западное и Северо-Западное командования.
Были такие командования (точнее – стратегические направления)  в СССР и в ОВС Варшавского договора в 80-е годы. Но с крахом Варшавского договора, а потом и самого СССР они естественным образом умерли. Таким образом, Россия, хоть и с отставанием, следует в русле мировых тенденций в области военного строительства.
Вместо 6 военных округов и 4 флотов в РФ теперь будет 4 ОСК: «Запад», «Юг», «Центр» и «Восток».
ОСК «Запад» (штаб в Санкт-Петербурге) объединит Московский и Ленинградский военные округа (Карелия, Коми, Архангельская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Псковская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области, Ненецкий автономный округ, Москва и Санкт-Петербург), группировку в Калининградской области, Северный и Балтийский флоты. Оно будет ориентировано на противостояние войскам НАТО в Европе.
ОСК «Юг» (штаб в Ростове-на-Дону) включит в себя Северокавказский военный округ (Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня, Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области), Черноморский флот и Каспийскую флотилию. В его составе окажутся 4 военные базы за пределами РФ – в Севастополе, Абхазии, Южной Осетии и Армении. В задачу ОСК входит парирование угрозы со стороны Грузии и, возможно, Турции.
ОСК «Центр» (штаб в Екатеринбурге) объединит Приволжско-Уральский и «старый» Сибирский (то есть без «старого» Забайкальского, отошедшего к «Востоку») военные округа (республики Алтай, Башкирия, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Тува, Удмуртия, Хакасия и Чувашия, Алтайский, Красноярский и Пермский края, Иркутская, Кемеровская, Кировская, Курганская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Томская, Тюменская, Ульяновская и Челябинская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). Оно станет самым большим по площади зоны ответственности. Части и соединения ОСК «Центр» будут играть роль стратегического резерва для трех остальных ОСК и для ВС стран Центральной Азии, входящих в ОДКБ, в первую очередь – Казахстана. 
ОСК «Восток» (штаб в Хабаровске) будет включать в себя «старый» Забайкальский и Дальневосточный военные округа (Бурятия, Саха (Якутия), Забайкальский, Приморский, Хабаровский и Камчатский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская и Еврейская автономная области, Чукотский автономный округ) и Тихоокеанский флот. Интересно, что сегодня временным командующим ОСК «Восток» стал именно командующий ТОФ, впервые в российской военной истории моряк занял столь высокий пост. В задачи ОСК входит парирование угроз со стороны Китая, Японии и США в их «тихоокеанском воплощении».
Создание ОСК носит в высшей степени прогрессивный характер, придавая новое качество системе управления ВС РФ. При этом, правда, надо решить множество вопросов практического характера. Группировки разных видов ВС должны научиться взаимодействовать между собой под единым командованием и по единому замыслу. Необходимо создать автоматизированные системы управления, которые позволят реально осуществлять такое взаимодействие. Российские ВС должны в полной мере реализовать концепцию сетецентрической войны, подразумевающей объединение всех частей, соединений и даже отдельных боевых машин, самолетов, вертолетов и кораблей в единую компьютерную сеть. Это придаст ВС совершенно новые боевые возможности. Без реализации данной концепции ВС не смогут обеспечить обороноспособность страны, даже если продолжать рассчитывать на фактор ядерного сдерживания.
Кроме того, нужно уделить максимальное внимание наращиванию боевого потенциала ВС, приобретению по-настоящему новых, а не созданных еще в СССР образцов боевой техники, причем в адекватных количествах. Это относится как к ВС в целом, так и к каждому из ОСК, хотя в разной степени.
Сегодня в наибольшей степени готово решать поставленные задачи ОСК «Юг».
ОСК «Центр» не граничит ни с какой страной или группой стран, которые хотя бы теоретически могли бы стать потенциальным противником России, поэтому его силы могут показаться достаточными. Тем не менее здесь необходимо существенно увеличить группировку войск (сил). Как было сказано выше, это ОСК является стратегическим резервом для всех остальных ОСК и для стран Центральной Азии, что само по себе требует наличия значительных сил. Кроме того, войска, дислоцированные здесь, во многом защищены от внезапного удара (в первую очередь – авиационно-ракетного) с любого направления, поскольку находятся в глубине огромной территории России. Поэтому размещение их в этом регионе повышает боевую устойчивость ВС.
Силы ОСК «Запад» многократно уступают сегодня ОВС
НАТО по всем классам боевой техники. Правда, надо отметить, что ВС почти всех европейских стран НАТО находятся в процессе сокращения, которое еще более ускорится в условиях экономического кризиса. Кроме того, как показывает происходящее в Афганистане, европейские армии не готовы к ведению серьезной войны по своим морально-психологическим качествам. Эти обстоятельства снижают напряженность на западном направлении.
В наиболее сложном положении находится ОСК «Восток», его сил недостаточно для парирования существующих на его направлении угроз. Ситуация усугубляется значительным удалением этого региона от европейской части России и Западной Сибири, где сосредоточен основной демографический и промышленный потенциал страны, огромными расстояниями внутри самого региона и очень слабым по сравнению с западной частью страны развитием системы наземных коммуникаций. А Сахалин, Курилы, Камчатка, Чукотка вообще не имеют наземной связи с остальной Россией.
Таким образом, для того чтобы новая система управления ВС и сами ВС РФ начали эффективно функционировать, необходимо решить целый ряд масштабных и сложных задач. Однако важно уже то, что сделаны шаги в правильном направлении. Как известно, любой путь начинается с первого шага. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter