Первый раз в пятый класс

Что делать молодому учителю, когда на уроке стоит перезвон мобильников, а галерка двигает парты? Этой осенью в школы страны вместе с первоклашками влились сотни молодых учителей. Каково им, вчерашним студентам, вживаться в непростую роль педагога? Мне захотелось побывать на уроках вчерашних выпускников вузов, за помощью я обратилась в управление образования Мингорисполкома. — Порекомендовать одну интересную девушку мы можем, — ответили мне. — Это отличница магистратуры педагогического университета имени Максима Танка и президентская стипендиатка Наталья Шумигай. Она по распределению работает в средней школе № 15 учителем русского языка и литературы. С Натальей я познакомилась, когда пришла на ее первый урок... На снимке: учитель русского языка и литературы СШ № 15 Наталья Шумигай.

Что делать молодому учителю, когда на уроке стоит перезвон мобильников, а галерка двигает парты?

Этой осенью в школы страны вместе с первоклашками влились сотни молодых учителей. Каково им, вчерашним студентам, вживаться в непростую роль педагога? Мне захотелось побывать на уроках вчерашних выпускников вузов, за помощью я обратилась в управление образования Мингорисполкома.

— Порекомендовать одну интересную девушку мы можем, — ответили мне. — Это отличница магистратуры педагогического университета имени Максима Танка и президентская стипендиатка Наталья Шумигай. Она по распределению работает в средней школе № 15 учителем русского языка и литературы. С Натальей я познакомилась, когда пришла на ее первый урок.

«У меня дрожат коленки…»

Звенит звонок, открывается дверь, и в 5 «А» класс заходит учитель.

— Кто это? Кто это? — переглядываются дети.

— Новая училка! — эхом понеслось по классу.

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Викторовна. Я ваш новый учитель русского языка и литературы.

Ученики традиционно встают из-за парт.

— Смотри, какие туфли красивые, — зашептались пятиклассницы.

— Сколько вам лет? — не выдерживают ребята. — И откуда вы?

— Мне 25. А пришла я из университета.

— Красивая… — доносится до моих ушей с передних парт.

На уроке повторяли темы, выученные в прошлом году. Наталья все время что-то объясняла, писала на доске, терпеливо отвечала на все вопросы. Держалась она уверенно, но в голосе слышалось волнение.

После урока я поздравила Наталью с «боевым крещением».

— Конечно, было страшновато, — засмеялась девушка. — Особенно перед входом в кабинет. «Почему я встал у стенки? У меня дрожат коленки…» — в голову то и дело лез этот детский стишок. Но в целом урок прошел нормально.

«Молчание лучше хлопка журналом по столу»

На следующий день я опять пришла на урок к Наталье, но уже в шестой класс. Здесь ребята оказались более непоседливыми. Понятно: приближается переходный возраст. Дети болтают друг с другом, ворочаются. А ребята на галерке вообще парту двигают! Как поведет себя в этой ситуации молодой учитель?

Наталья подходит к доске, начинает говорить все тише и тише, а потом поднимает указательный палец вверх и… вовсе замолкает.

— Тише, ничего не слышно, — девочки одергивают мальчишек.

Спустя минуту ребята успокоились.

— Это мой способ привлечь внимание. Ему меня научила мама, педагог с двадцатилетним опытом работы, — объяснила мне после урока Наталья. — Молчание работает лучше, чем хлопок журналом по столу.

«Я веселый таракан, я бегу, бегу, бегу…»

А вот на занятиях в 5 «Б» ученики развлекаются с мобильными телефонами. Песня «Я веселый таракан, я бегу, бегу, бегу…» играет на уроке каждые пять минут, всякий раз сопровождаемая смехом класса. Во время урока некоторые ученики ведут «деловые» переговоры прямо в кабинете.

— С проблемой мобильников сталкивается, пожалуй, каждый учитель, — говорит Наталья. — Когда на замечания дети не реагируют, то приходится отбирать телефоны. Рассказала недавно о проблеме на родительском собрании. Папы и мамы смолчали, они ведь сами иногда звонят детям во время урока. Остается одно — увлекать детей предметом, чтобы они просто забывали о своих телефонах.

Профессия в награду

— Почему вы выбрали профессию учителя? — спрашиваю у Натальи.

— Когда была маленькой, воображала себя учителем, рассаживала кукол на диване и учила их, — засмеялась Наталья Викторовна. — В студенчестве часто выступала на научных конференциях по литературе. Участвовала в конкурсе «Городской учитель года» в номинации «Педагогический дебют». На четвертом курсе получила именную стипендию Пушкина, а на пятом стала президентским стипендиатом. Самое яркое событие всего студенчества — выпускной бал, где Президент Беларуси лично выразил мне благодарность и подарил часы.

— Теперь вы уже не студентка, узнаете профессию на практике. Какие первые впечатления?

— Конечно, мне, молодому специалисту, нелегко на новом месте. Пока трудно разобраться с календарно-тематическими планами. Поскольку я еще и классный руководитель, нужно побывать в доме каждого ученика и посмотреть, в каких условиях живет ребенок. Помимо этого, необходимо оформить свой кабинет. Все это отнимает очень много времени. А его необходимо найти и на проведение факультативных занятий. Сложно все успеть, но я стараюсь. Думаю, со временем будет легче. Поначалу всем новичкам тяжело.

Уроки для учителя

В этом году в среднюю школу № 15 пришли на работу 12 молодых специалистов. Я заглянула в кабинет директора школы Татьяны Везерской. Она вспомнила, как сама начинала педагогическую карьеру:

— У меня за плечами тридцать лет работы в школе. Начинала я еще в 1979 году. Тогда работать было сложнее, потому что классы были большие — по сорок учеников и больше. Но с уверенностью могу сказать одно: нынешние дети требуют к себе больше внимания, чем раньше. Они гораздо образованнее, чем их сверстники десять лет назад.

По мнению директора, часто у молодых специалистов возникают проблемы с учениками, потому что они поверхностно относятся к своей работе. Многие приходят в школу, чтобы отработать два года.

Конечно, для каждого директора его ученики самые хорошие и прилежные. Но ни для кого не секрет, что сегодня в каждой школе найдется два-три хулигана, которые могут не только окно разбить или кнопку на стул учителю положить, но и отправить его, мягко выражаясь, «чайку попить». Готовы ли к этому молодые учителя? Такой вопрос напоследок я задала Наталье.

— Если такое со мной произойдет, то не растеряюсь, а проучу хулигана. Замечание в дневнике и беседа с родителями здесь не помогут. Самым действенным способом считаю общественное порицание. Я провела бы специальный урок, на котором рассказала о таком поступке его одноклассникам. Не думаю, что после такого «разбора полетов» кто-нибудь из учеников захотел бы оказаться на его месте.

На снимке: учитель русского языка и литературы СШ № 15 Наталья Шумигай.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter