С какими трудностями сталкиваются первоклашки?

Первый раз в первый класс

Утро первого сентября, веду своего первоклассника в школу. Рядом бежит молодая соседка с второклассником: 

— Ну что, кончилась спокойная жизнь? — и, не дожидаясь ответа, продолжает: — Как вспомню прошлый год, так вздрогну. Наш с первого дня школу невзлюбил, на уроках отвлекался, дома сам ничего не делал, все из-под палки, чуть что не получалось — в слезы… Может, в этом году повзрослеет? 



Промолчала. Для меня это был уже «третий раз в первый класс», а опыт, как известно, лучший учитель. И если мама говорит такое при сыне, школу он невзлюбил, видимо, раньше, чем туда пришел. Не знаю, откуда только у родителей берутся мечты об идеальном первокласснике, который любит рано вставать, обожает тихо сидеть за партой, «тычет в книжку пальчик» и получает удовольствие от трудной кропотливой работы? Сами, что ли, в школу не ходили?

Начинать всегда тяжело, даже взрослому, поэтому очень важно, чтобы начало было добрым. Первое, что хочется сказать родителям первоклашек: никогда не говорите о школьной жизни в негативном ключе. Не заражайте ребенка своими страхами и тревогами, ему и так трудно. Даже если учительница хорошая, и программа занятий интересная, и уроки проходят творчески, все равно первый класс — это трудно. Новый коллектив, новые обязанности, новый режим дня, лавина всяких «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно». 

Родители часто считают, что если ребенок пошел в школу, он стал взрослым и с него надо больше требовать. Многие, очень многие мамы и папы сразу ждут от своего школьника хорошей учебной мотивации, быстрых достижений и активно демонстрируют недовольство, если ученик не справляется. Завышенные требования всегда приводят родителей к разочарованию, а детей — к нежеланию учиться. Сын моей требовательной одноклассницы как-то, сидя над тетрадкой, сказал: «Мама, я жить не хочу...». И это в семь лет! Не скажу, что она перестала контролировать каждую его тетрадку, но хватку все же ослабила. 

В любой работе (а учеба — это труд) что-то получается лучше, что-то хуже, и нужно быть очень внимательным, чтобы нащупать правильные границы возможностей ребенка. Занижать планку, конечно, не стоит, но и недосягаемую устанавливать нельзя. 

Хорошо помню, как на одном из первых родительских собраний учительница старшего сына вернула нас, таких озабоченных, на землю. Она просто поставила пап и мам на место учащихся. В тот момент многие поняли, как часто хотят от детей слишком многого. 

В начале обучения родители должны запастись терпением, потому что все сталкиваются с трудностями. Скажем, один из моих первоклассников мог решать задачи повышенной сложности, зато прочитать условие для него было настоящей проблемой. Слушая, как он угадывает суффиксы и окончания, я была просто в отчаянии.  «Прекрати паниковать, не перегибай с занятиями, безграмотных сейчас нет, ему просто нужно больше времени», — посоветовала сестра, учительница начальных классов. И правда, стоило мне, не представляющей себе и дня без книги, ненадолго оставить сына в покое и расслабиться на тему его нелюбви к чтению, как дело пошло на лад. 

Одна из трудностей для родителей первоклассника — не перепутать понятия «вместе» и «вместо». Когда мои погодки ходили в первый и  второй класс, каждый день встречала родителей, которые задавали вопрос: «Много НАМ задали сегодня?». Не делайте за него то, что он может сделать сам. Первый класс — идеальное время для того, чтобы дать ребенку больше свободы, «отпустить» его от себя, дать ему увидеть результат своей лени и небрежности, получив плохую оценку учителя в виде хмурого солнышка или тучки. Ему нравится чувствовать себя большим и самостоятельным, родителям только нужно доверять маленькому человеку. Да, он пару раз забудет спортивную форму и однажды потеряет сменную обувь, но нет лучшего способа научить его быть внимательным. 

Хвалите ребенка больше, несмотря на забывчивость и грязь в тетради! Замечайте каждую маленькую победу и не акцентируйте внимание на промахах. Именно в первом классе у ребенка формируется вера в себя. Вы должны быть уверены в нем, в его силах на 200 процентов, тогда он ни секунды не будет сомневаться, что у него все получится. Чтобы первоклассник стремился к знаниям, ему нужно хорошее настроение. Создайте его, ведь первый год — самый главный, и самое важное вовсе не научиться читать, считать и писать (это в любом случае освоит каждый). Если вы, конечно, не собираетесь делать с ним уроки до выпускного бала.

infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter