Первый "Плимут" на деревне

Что, на ваш взгляд, может быть общего у жены бывшего президента США Дуайта Эйзенхауэра и супруги простого жителя Мстиславля? "Глупый вопрос, конечно же, ничего - хотя бы в силу разницы в занимаемом положении на социальной лестнице и тысяч километров, отделяющих Штаты от райцентра Могилевской области", - ответит, наверное, большинство читателей.
Что, на ваш взгляд, может быть общего у жены бывшего президента США Дуайта Эйзенхауэра и супруги простого жителя Мстиславля? "Глупый вопрос, конечно же, ничего - хотя бы в силу разницы в занимаемом положении на социальной лестнице и тысяч километров, отделяющих Штаты от райцентра Могилевской области", - ответит, наверное, большинство читателей.

И ошибется...

Будучи первой леди Америки, Мэйми Эйзенхауэр для парадных выездов использовала огромный шестидверный "Кадиллак", аналогичный тому, на каком в те годы разъезжали жены короля Саудовской Аравии. Для души же она предпочитала "Плимут Вэлиэнт". Автомобилем точно такой же марки до сих пор пользуются музыканты группы "Нирвана" и... семья Лазаренко из Мстиславля.

Рождение "Вэлиэнта" в корпорации "Крайслер" относится к 1961 году. Именно в этой модели был заложен тот ключ к дизайнерским решениям, который уже на следующий год вызвал настоящий взрыв в автомобилестроении. По меркам более чем 40-летней давности четырехдверный "Вэлиэнт" длиной "всего" почти 5 метров считался компактной моделью и предназначался преимущественно для тех, кто желал получить традиционно американский автомобиль. Правда, "Вэлиэнт", курсирующий по дорогам Мстиславля, "стопроцентным американцем" не назовешь - скорее, "австралийцем". Это один из более чем 563 тысяч (что, кстати, не так уж и много) автомобилей суперпопулярной марки, собранных на заводах "Крайслер" в Австралии с января 1962 года по август 1981-го.

В руки Бориса Петровича Лазаренко уникальный автомобиль попал в общем-то случайно. Поехал он в Рославль к родственникам и увидел у зятя брата первую в своей жизни иномарку. Все в этом автомобиле было непривычным: и огромный размер, и правый руль... Так захотелось покататься на этой машине, что аж руки зачесались. Недолго думая, Борис Петрович меняется с родственником доверенностями. И, оставив в России свои "Жигули" 11-й модели, уезжает домой на "Плимуте". Так в Мстиславле больше десяти лет назад появилась первая иномарка. Супруга Бориса Лазаренко поначалу ворчала - мол, большая машина, одного бензина сколько "есть" будет. Но несколько раз прокатившись на автомобиле и почувствовав отнюдь не "жигулевский" комфорт, успокоилась.

Вместе с машиной тогда еще майор милиции - сотрудник Мстиславского РОВД - Борис Лазаренко приобрел головную боль. Одни жители райцентра начали злословить - мол, не иначе взятки берет, раз такую машину смог себе позволить. Но слухи как появились, так и исчезли после того, как историю приобретения "Плимута" проверила специальная комиссия.

Машина постоянно привлекала к себе внимание. Время от времени Борис Лазаренко катал на ней по городу районное начальство. Даже несколько председателей райисполкома пользовались такой необычной "услугой". А однажды "Плимут" был использован как машина сопровождения. Тогда надо было встретить министерскую делегацию, и на границе Мстиславского района гостей поджидал невиданный автомобиль с синей мигалкой на крыше. Готовился встречать еще каких-то высоких гостей, да приезд их в Мстиславль сорвался.

Борис Петрович говорит, что были и курьезные случаи, связанные с его автомобилем

: - Как-то утром торопился на совещание в УВД. Под Чаусами останавливает меня сотрудник ГАИ. Чтобы сэкономить время, выскакиваю из-за руля, иду ему навстречу и спрашиваю, в чем дело. Сержант же мне отвечает, что разговаривать будет только с водителем. А у самого глаза ошалевшие - не может понять, куда шофер подевался. Все не верил, что за рулем я, офицер милиции, был, пока не подвел его вплотную к машине...

Для многих семей в Мстиславле и окрестностях "Вэлиэнт" стал своего рода "крестным". По словам Бориса Лазаренко, он возил на своей машине ну никак не меньше 200 свадеб. Причем бесплатно - единственное требование, которое он выдвигал молодоженам, чтобы был бензин для заправки.

Ухаживает Лазаренко за своим автомобилем так, что залюбуешься. Говорит, что никогда не ставит машину в гараж грязной. Сначала моет кузов, затем протирает его так, чтобы не осталось ни малейшего пятнышка от воды, вытряхивает мусор из салона и багажника. Вся эта процедура занимает как минимум два часа! За годы обладания машиной хозяин собрал уйму инструмента, различных запчастей и все это возит с собой в багажнике, чтобы в случае чего не остаться беспомощным на дороге. Борис Петрович смеется, что сейчас даже в поле может чуть ли не капремонт "Плимута" сделать. Машина будто чувствует готовность своего владельца к возможным ДТП и за все время еще ни разу не подводила. Правда, оригинальные запасные части к автомобилю найти невозможно. Поэтому в случае необходимости приходится брать что-нибудь от отечественной техники и "подгонять" под редкую иномарку.

"Плимут" постоянно привлекает внимание. В Витебске даже сотрудник ГАИ остановил ради того, чтобы рассмотреть машину. А стоит только встать на стоянке, как сразу вокруг собирается толпа. Одни с интересом рассматривают невиданный ранее агрегат, другие же деловито спрашивают: "Сколько хочешь?" К слову, купить автомобиль у Бориса Лазаренко пытались несчетное количество раз. То, не торгуясь, давали достаточно солидные суммы, то предлагали обменять на "Волгу" да еще доплатить. Но Борис Петрович все отказывался - жалко, душой прикипел к машине, которая уже стала чуть ли не членом семьи. Правда, однажды хотел-таки продать машину. Посчитал, что она будет полезнее на киностудии для съемок различных фильмов. Попытался связаться с ответственным лицом на "Беларусьфильме", но тот оказался в командировке. Тем все дело и закончилось.

Кто знает, может, со временем Борис Лазаренко решится продать свой "Плимут Вэлиэнт" либо поменять его на автомобиль поменьше. Но пока утверждает, что по проходимости равных его машине нет - гололед и наши дороги "австралийцу" нипочем. Потому, мол, в любую погоду за рулем своей машины чувствует себя королем трассы...

На фото из личного архива героя материала: Б.Лазаренко и его австралийский "жеребец".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter