Как создавался троллейбус «Белкоммунмаш»

Первый парень на маршруте

100-ю собственную машину модели АКСМ-101 выпустили уже через год после запуска производства.
В 1994 году впервые произведен и выпущен в свет белорусский троллейбус — АКСМ-101. Всего за год с конвейера сошла сотня таких машин, ставших прародителями современного городского пассажирского электротранспорта нашей страны.

Минский РТТЗ

Множество событий предшествовало его появлению. Это сейчас «Белкоммунмаш» — одно из самых инновационных и перспективных предприятий суверенной Беларуси. А с момента его создания в 1973 году, когда оно носило название «Минский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод» (Минский РТТЗ), в задачи предприятия вплоть до 1994 года входили ремонт и переоснащение техники. Здесь давали вторую жизнь троллейбусам и трамваям. Увы, детали для ремонта техники от заводов — изготовителей транспорта поступали нерегулярно, были сбои. Сказать, что конец 1980-х — начало 1990-х было временем тяжелым, — ничего не сказать. Чтобы обеспечить непрерывную работу, Минский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод научился изготавливать собственные детали. И постепенно вырос в многопрофильное предприятие, способное своими силами производить широкий ассортимент изделий технического назначения.


В 1992 году ситуация с городским транспортом обострилась: из двух тысяч троллейбусов страны триста требовали замены. Где их взять? Купить? Знаменитый завод имени Урицкого, а также другие предприятия, ранее выпускавшие транспортные средства для всего Советского Союза, частично остановили работу — распад огромной страны наложил свой отпечаток на все. В то же время многотысячным городам необходим был транспорт.

Помнит, как все было, Валерий Тимашов — ведущий конструктор ЧП «Научно-технический производственный центр» ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш».  Он, тогда молодой инженер, состоял в конструкторском бюро, создававшем первый белорусский троллейбус:

— В 1993 году Совет Министров Республики Беларусь одобрил программу развития производственной базы городского электрического транспорта. В ней было предусмотрено: разработать и освоить производство троллейбусов в стране. Кто, как не наше предприятие, мог это реализовать? Инженерный центр ПО «Белкоммунмаш» создал концепцию первого белорусского троллейбуса. Конечно, не без изучения производства троллейбусов коллег из России, Украины, Чехии, Югославии, Германии и других стран. Работа, хоть и трудная, началась.


Определили критерии, обязательные для создания первого троллейбуса: экономичность, электробезопасность, максимальное использование собственных материалов и комплектующих, повышение коррозионной стойкости, а также снижение металлоемкости (за счет использования пластмассовых материалов).

— К концу 1993 года, когда мы принялись за непосредственное создание троллейбуса, обстановка на заводе немного стабилизировалась. Ремонтировали троллейбусы и трамваи, делали стандартное оборудование и при этом изготавливали свой новый транспорт. Однако тут поступила новая вводная: техника нужна была срочно, — вспоминает Валерий Иванович. — На разработку совершенно нового кузова, конструкций и наполнения времени было впритык. Поэтому мы начали оперативно работать над АКСМ-101 и попутно разрабатывать АКСМ-201 — более совершенный троллейбус.

Какая модель!

Уже в 1982 году на заводе отремонтировали 2000 единиц техники.
Модель 101 стала своего рода испытуемой, на которой нужно было проверить, как все заработает. Итак, первый троллейбус стал частичной  модификацией троллейбуса ЗиУ-682 (ЗиУ-9). По кузову очень похож — эдакий вагонный тип. Что отличало? Задний мост — ведущий. Этот самый сложный узел взяли от машин Минского автомобильного завода: от помощи коллег не отказывались — не те условия. Для питания низковольтных цепей использовали вспомогательный двигатель-генератор. Все тяговое высоковольтное электрооборудование вынесли на крышу. Валерий Тимашов продолжает:

— Перед задним мостом установили тяговый двигатель постоянного тока мощностью в 115 кВт, который приобрели на московском электромашиностроительном заводе «Динамо» имени Кирова. В 101-м также задействовали контроллеры из Чебоксар, двигатели из Москвы, Набережных Челнов, радиооборудование из Бреста,  троллейбусные контакторы из Москвы.

В конструкторском бюро тогда было всего пять человек. Когда работы стало больше, их объединили в подразделение, которое занималось исключительно городским транспортом.

С момента создания завода инженеры  занимались не только капитальным ремонтом, но и выпуском продукции для ремонта.
— Если вспоминать наши трудовые будни при разработке троллейбуса, то грустить было некогда. Все приходилось менять на ходу: вот я черчу, а мастер уже сваривает детали. Прибегают, забирают у меня один рисунок — убегают делать. Потом я прибегаю: «Приварите тут». Проходит какое-то время, даю отбой: «Отрезайте».  

В 1994 году «Белкоммунмаш» выпустил первые 50 троллейбусов для наших городов, уже лежали заказы на троллейбусы в другие страны. И у каждого заказчика были свои требования, под которые видоизменяли элементы. Основная масса троллейбусов шла на Беларусь.

— Это сейчас, когда мы выпускаем электробусы, имея 50 конструкторов, понятно, что АКСМ-101 — техника для современного человека не совсем уютная. Кабина водителя была маленькой. Уровень пола — высокий. Пассажировместимость — 114 человек, сидячих мест — 30, — описывает Валерий Иванович.

В этом же году полностью разработан АКСМ-201: не считая комплектации, он был создан с нуля инженерами «Белкоммунмаша». Уже через год предприятие выпустило сотый собственный троллейбус модели АКСМ-201. При этом параллельно шла работа над модификационной моделью, вторым поколением модели 201. Именно этот год отворил для предприятия «Белкоммунмаш» дверь в мир современного электротранспорта. Тогда же Президент открыл в Минске новый троллейбусный маршрут в микрорайоне Кунцевщина и посетил производственное объединение «Белкоммунмаш». Серийный выпуск техники, новые модификации машин, поставка необходимых комплектующих — работа наших машиностроителей впечатляла. Прошло пару лет, и уже в 1997 году на предприятии «Белкоммунмаш» выстроилась очередь из покупателей. Не это ли свидетельство успеха, которого удалось достигнуть нелегким  трудом.

Ремонт первого троллейбуса на заводе пришелся на январь 1974 года.

Сегодня «Белкоммунмаш» — это промышленный гигант. Предприятие прошло путь от небольшого ремонтного завода до огромного холдинга. 1156 сотрудников разрабатывают, производят, продают и обслуживают технику, созданную на единственном предприятии в СНГ, объединившем под одной крышей производство колесного и рельсового пассажирского транспорта: троллейбусов, трамваев и электробусов.

Наше настоящее

За последние 25 лет  «Белкоммунмаш» увеличил свои производственные возможности и заметно обновил ряд выпускаемой техники. Напомним, в 2012 году, когда в страну  пришла швейцарская компания StadlerRailGroup — крупнейший производитель электропоездов в Европе, «Белкоммунмаш» совместно с ней создал предприятие ОАО «Электрический транспорт» для строительства завода по производству современных электропоездов и других видов рельсового электротранспорта. Немаловажно то, что еще на этапе строительства нового завода в Фаниполе, который позднее получил название ЗАО «Штадлер Минск», использовались опыт и навыки «Белкоммунмаша». Это позволило  в кратчайшие сроки, уже в 2014-м, запустить с нуля высокотехнологичное производство. К слову, первым заказом, выполненным на заводе в Фаниполе, было серийное производство четырехсекционных и шестисекционных двухэтажных подвижных составов для российской железнодорожной компании «Аэроэкспресс».

Сейчас в Минске все больше и больше новейших электробусов. Ранее никто и помыслить не мог, что такой транспорт будут выпускать на заводе.

Безусловно, многие сотрудники «Белкоммунмаша» были приглашены работать на «Штадлер», прошли стажировку, обучение в Швейцарии. После привнесли опыт европейского концерна на родной завод, что хорошо видно в развитии «Белкоммунмаша». Сегодня это два независимых предприятия, которым удалось сохранить тесные деловые и дружеские отношения. Так, ЗАО «Штадлер Минск» и «Белкоммунмаш» сотрудничают в части производства отдельных комплектующих для техники ЗАО «Штадлер Минск», выпускаемой для  рынков СНГ и Европы.

В 1994 году не только разработали, но и поставили на серийное производство первое поколение белорусских троллейбусов.

Сейчас на «Белкоммунмаше» разрабатываются инновационные модели, востребованные за рубежом. Потому и рынок сбыта предприятия постоянно расширяется. Кстати, «Белкоммунмаш» произвел более 4000 единиц троллейбусов и трамваев, которые работают на маршрутах в 71 городе более чем 10 стран мира. А благодаря серийному производству на предприятии электробусов на базе суперконденсаторов Минск стал первой столицей СНГ, в которой организовали полноценный маршрут этого вида транспорта. Генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» Владимир Король с гордостью замечает:

— В данный момент успешно эксплуатируются на регулярных маршрутах Минска 20 единиц электробусов, и в ближайшее время планируется запуск еще нескольких маршрутов. Наше предприятие уже давно вышло за рамки только производства транспортных средств. Следуя концепции технологического маркетинга, мы видим свою миссию гораздо шире: содействовать  улучшению имиджа современного города, внедряя эффективные инновационные транспортные решения с заботой о людях и экологии.

kasel@sb.by

Фото Владимира ШЛАПАКА, Александра КУШНЕРА и из архива «Белкоммунмаша»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter