Мы нашли единственного мужчину-продавца в Копыльском райпо, который более 26 лет верен профессии и малой родине

Первый парень на деревне. И в сельмаге

Механизатор, рабочий, лесник или животновод. Мужчины на селе, как правило, выбирают работу сложную, зачастую связанную с техникой. А Николай ЛОГМАН — продавец в деревне Свидичи. Так уж повелось, что в наших широтах эта профессия типично женская. Но сельчанин развеивает мифы. Торговля, по его мнению, требует холодного ума и немалых физических сил, а это вполне себе мужские качества.


В Cвидичах сельмаг так сразу не найдешь — прячется среди высоких зеленых насаждений на краю деревни. Но дорожка протоптана. «Знаете, как раньше строили? Где дом председателя колхоза — там и магазин», — в ответ на мое недоумение сказал первый встречный покупатель. Выяснилось, Николая здесь знают все, уважают и ценят как профессионала, да и по всему району о нем ходит слава. Вполне закономерно. 

В дело, которое стало призванием, сельчанин влюбился еще в детстве. Сам родом из Свидичей, в магазине работала его тетя, он помогал ей с малых лет.


— Мог сутки напролет сидеть здесь, — начинает рассказ продавец, едва мы успели познакомиться. — Особенно любил выкладку товара, выполнял тетино поручение на совесть, чтобы все было аккуратно, как под линеечку. Это она научила всему, даже со старыми деревянными счетами работать. Ох, сейчас вспомнить бы! Закон бумеранга в действии: я помогал магазину, а он в ответ мне — определиться с будущей профессией.

Быть одному мужчине в женском коллективе Николаю доводилось не раз. Сначала — единственный парень в группе среди 20 учащихся Минского кооперативного училища, сейчас один продавец — представитель сильного пола в райпо.



В 1992-м как пришел сюда зав­магом, так и остался. Правда, теперь он продавец с функциями заведующего, так значится в штатном расписании (в 2006-м в райпо решили объединить эти две должности). Первые рабочие дни, вспоминает Николай, были не сахар:

— Когда встал за прилавок, поразился пустоте полок — только минералка да хлеб. Дефицит страшный. Люди очень нуждались в продуктах, и когда товар появлялся, разметали все. Какие были очереди! Тогда, помню, сами ездили на оптовый склад выбирать товар. Старался «отхватить» лучшее для своих Свидичей. Постепенно заполнялись прилавки. А к 2000-м дела пошли на лад, ассортимент пополнялся стабильно.


Сегодня деревенская торговая точка может посоперничать и с городскими. Колбас насчитала почти 15 видов, наименований мучных изделий — 10, полуфабрикатов — 15, в изобилии молочка, сладости. Можно купить замороженную рыбу, консервы. Видно, что продавец точно знает, как формировать заявки, что требуется односельчанам:

— Летом хорошо берут пахту, самый ходовой товар из молочки. Недавно курицу копченую заказали, не вопрос — привезем. А у детей в нашей деревне популярны «зомбики», я так называю конфеты-шипучки, от них язык зеленым становится.

К нашему разговору прислушивается покупательница. Она спешит подтвердить слова продавца:

— У нас и правда ждать ничего не надо. Есть, на мой взгляд, все — от спичек до резиновых сапог. И все благодаря нашему Коле. Был случай: раньше хлеб в воскресенье завозили, а дачники жаловались, что в субботу его не купишь. Так Николай поменял графики привоза, и теперь к выходным всегда есть свежий батон. Еще ценим в нем ответственность. Не бывает такого, что по графику магазин должен быть открыт, а продавца нет на месте (как случается порой на селе), он всегда на посту. Даже когда на плановый медосмотр в город поехал, табличку оставил: «Приду в 12:00» — и слово сдержал. Сам заявки от людей не ленится собирать, к праздникам напоминает, чтобы не забыли деликатесы заказать. К сентябрю на полках всегда школьные принадлежности, стройматериалы есть.


Ответственный, аккуратный, порядочный и на «безрыбье» умеет зарабатывать — такие слова услышала от многих. А в Копыльском райпо их подкрепили цифрами. Председатель правления Виктор Смусенок сотрудника ценит:

— Товарооборот у Николая Логмана до 15—20 тысяч рублей в месяц выходит, это результат для магазина в деревне, где едва ли наберется сотня жителей. Да и вообще плановые показатели у него под 100 процентов, молодец. К тому же в Свидичи регулярно ездит автолавка, а это уже конкуренция, но он умеет удержать своего покупателя.

В магазине с 10:00 до 19:00 он один, выходной только в понедельник. Когда отдыхает? Так любимая работа не напрягает. Частенько выходит и в нерабочие дни, вечерами задерживается, обедает на месте. А что делать? В магазин за день приходит до 60 человек. Идут из Свидичей, из ближайшей деревни Подгорцы.

Не дают Николаю и поболеть. Он вспоминает:

— Лежу дома, температура высокая. А мне звонит покупатель и просит срочно открыть магазин. Понятно, для чего — выпить неймется. Но не поддался на уговоры, уважение надо иметь. Но большую часть времени я у прилавка, и в праздники в том числе. Например, 1 января утром уже заступил в смену. Тяжело? Зато народ придет, поздравит, расскажет, как отметили. С днем рождения меня, кстати, никогда не забывают поздравить и 23 февраля.


Хобби моего героя — кулинария. Признается, что она помогает мозги «разгрузить». Находит интересный рецепт, готовит и тут же несет на пробу покупателям. Последний раз угощал сметанным тортом. Сельчане в ответ ему приносят рецепты булок, салатиков.

Братья Николая разъехались кто куда: один — механизатор в соседней деревне Слобода-Кучинка, второй — рабочий в Слуцке. А Николай остался «на хозяйстве» — помогать родителям и «служить односельчанам». В Копыльском райпо сетуют: увы, не многие молодые следуют примеру Николая Логмана. Уезжают из деревень в города. Но в райпо ведут работу в этом направлении, договорились с местным ЖКХ об общежитии для новоприбывших специалистов. В этом году их в кооперацию придет шесть, в прошлом было почти столько же.

— Гордимся тем, что почти за 30 лет в нашей системе сохранились все структурные подразделения, люди остались на рабочих местах. В сельской местности у нас 86 магазинов, практически в каждом населенном пункте по одному, а то и по два, — приводит статистику председатель правления Копыльского райпо Виктор Смусенок. — Треть — в селах, где почти 200 человек, есть девять деревень, где около 100 жителей. А еще в районе в 133 деревнях по 20—30 жителей. И туда тоже надо возить продукты. Где нет сельмага, помогает автолавка, таких у нас 10, три — новые. 

МАГАЗИН в Свидичах — не просто объект торговли, а своего рода культурный центр, сельское информбюро. «Слышали, у Коли интервью берут?» — быстро разлетелось по деревне. И вот уже возле репортеров толпится народ. «Давно пора, такой хлопец хороший, а еще и не женат, сейчас быстро невеста найдется!», «А как же мы тут без него?», «Наш любимый продавец», — доносится со всех сторон. 

Накануне профессионального праздника, думается, эти добрые слова стали для Николая Логмана лучшим подарком. Сельчане в знак признательности не только нахваливали продавца, но и принялись товар покупать. Мы тоже закупились и немного подняли в этот день нашему герою товарооборот.

krush@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Александр КУШНЕР