Первый нарком строительства

Несмотря на небывалый размах строительства в 1920—1930 годах, в Советском Союзе до 1938 года отсутствовал единый орган, который бы непосредственно руководил этим процессом.

Несмотря на небывалый размах строительства в 1920—1930 годах, в Советском Союзе до 1938 года отсутствовал единый орган, который бы непосредственно руководил этим процессом.

И вот 26 февраля 1938 года правительство СССР выносит постановление «Об улучшении проектного и сметного дела и об упорядочении финансирования строительства». Этим постановлением наряду с принятием ряда важных мер был учрежден Комитет по делам строительства при Совнаркоме СССР. Председателем этого комитета был назначен Семен Захарович Гинзбург.

Что нам известно об этом человеке?

Семен Гинзбург родился 21 октября 1897 года в Минске в семье служащего лесной конторы. Через 45 лет после своего назначения Семен Захарович напишет:

«Я вырос в Минске... Семья наша жила в маленьком деревянном домике на окраине города. Очень люблю город своего детства, и в памяти моей немало встреч с ним в разные времена. Мне очень дорога его почти тысячелетняя история, легенды, предания и подлинные факты, в которых отражаются мужество и страдания людей, населявших город в разные времена».

В марте 1917 года С.З.Гинзбург вступил в РСДРП(б) и вскоре стал секретарем Жиздринского Совета Калужской губернии. В 20 лет он уже работал в Московском областном Совете, а затем вступил в Красную армию. В Воронеже в политотделе 8-й армии юный Семен Гинзбург становится заведующим информационным и учетным отделом. Весной 1919 года 21-летнего политработника назначают на ответственный пост комиссара Военно-хозяйственной академии, которая размещалась в Москве.

После окончания в 1927 году инженерно-строительного факультета Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана Гинзбург был оставлен в аспирантуре и стал в том же вузе читать лекции по курсу «Конструкции».

Вскоре Семена Захаровича назначают заместителем начальника строительства Центрального телеграфа, а в 1929 году — начальником и главным инженером постройки автобазы Наркомата почт и телеграфов СССР. В 1930 году Гинзбург становится руководителем группы по строительству в ЦКК ВКП(б) — Наркомате рабоче-крестьянской инспекции. В мае—ноябре 1930 года он находился в командировке в Германии, что через 8 лет ему припомнили. С ноября 1930 года Семен Захарович работает в ВСНХ СССР, где возглавляет Главстройпром, а с января 1932 года — в Наркомате тяжелой промышленности СССР, где занимал посты начальника Главного управления строительной промышленности и промышленности стройматериалов, заместителя наркома (с сентября 1937 года).

19 октября 1938 года председатель Комитета по делам строительства при СНК СССР С.З.Гинзбург парткомом комитета был исключен из партии за «полную потерю классовой бдительности, отрыв от партийной жизни и неискренность». В те времена в большинстве случаев за таким наказанием следовало увольнение с работы и арест.

В этом случае все произошло не так.

Через четыре месяца партколлегия отменила решение об исключении Гинзбурга из партии, заменив его строгим выговором.

29 мая 1939 года сессия Верховного Совета СССР обсудила и приняла Закон «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата по строительству». Гинзбургу было поручено обеспечение сооружения наиболее крупных промышленных предприятий и связанное с ними жилищное и культурно-бытовое строительство.

Встал вопрос о кандидатуре нового наркома. Некоторые члены политбюро ЦК говорили: «Можно было бы и Гинзбурга, но как назначать его наркомом при наличии строгого выговора по партийной линии?» Руководству страны было также известно, что вначале его исключили из партии и только потом ограничились строгим выговором.

В июне 1986 года, отвечая на вопросы профессора Г.А.Куманева, Семен Захарович вспоминал:

«Что касается кандидатуры первого народного комиссара по строительству, то вскоре после сессии меня вызвали на прием к И.В.Сталину...

Подойдя ко мне, Сталин поздоровался за руку. Ладонь его руки была небольшой и мягкой.

— Мы решили предложить вашу кандидатуру, товарищ Гинзбург, на должность народного комиссара по строительству. Как вы относитесь к этому предложению?

Стараясь подавить охватившее меня волнение, я ответил:

— Конечно, для меня большая честь стать первым наркомом по строительству. Я высоко ценю оказанное мне ваше доверие, товарищ Сталин, доверие Центрального комитета партии и понимаю, какая на меня возлагается большая ответственность. Ведь требуется незамедлительно собрать наркомат из отдельных «кирпичиков», разбросанных по промышленным отраслям, и на этой основе организовать сложный инженерный и хозяйственно-экономический аппарат. Я постараюсь приложить все свои силы, опыт и знания, чтобы достойно справиться с порученным делом. Но как коммунист хочу напомнить, что в феврале нынешнего года партколлегия, отметив как несправедливое и ошибочное решение парткома Комитета по делам строительства о моем исключении из ВКП(б), заменила его строгим выговором. Так что у меня имеется партийное взыскание.

После этих моих слов Сталин коротко заметил:

— Члены политбюро ЦК знают об этом, товарищ Гинзбург. Вот вы на новом высоком и ответственном посту всем и докажите, что и это наказание было чересчур строгим и тоже ошибочным.

16 июня 1939 г. указом Президиума Верховного Совета СССР я был назначен народным комиссаром по строительству».

Серьезным испытанием для наркома Гинзбурга стала Великая Отечественная война.

В конце июня 1941 года в Кремль были вызваны руководители промышленных наркоматов и ряда важнейших хозяйственных учреждений. Когда совещание закрылось, к Семену Захаровичу подошел Сталин. Он поздоровался и сказал:

— Товарищ Гинзбург, я прошу вас проследить за демонтажем броневых станов в Ленинграде (с Кировского завода. — Э.И.) и Мариуполе (с Мариупольского металлургического завода имени Ильича. — Э.И.). Они должны быть перебазированы в Нижний Тагил и на Магнитку как можно быстрее.

Это задание Сталина сотрудники Наркомата по строительству выполнили в самые кратчайшие сроки.

С именем Гинзбурга связаны все ударные стройки военных лет, особенно строительство Чебаркульского завода, Челябинского трубопрокатного завода, прокладка бензопровода по дну Ладожского озера.

В конце декабря 1941 года Государственный комитет обороны поставил перед Наркомстроем СССР задачу — на базе перемещенного на Урал из Подмосковья оборудования завода «Электросталь» построить на новом месте в поселке Чебаркуль Челябинской области крупное предприятие черной металлургии. Требовалось сдать этот завод в эксплуатацию не позднее 15 марта 1942 года, т.е. соорудить его всего за 75 дней.

Непосредственное руководство строительством ГКО возложил на народного комиссара по строительству С.З.Гинзбурга.

В Чебаркуль был направлен эвакуированный из Украины ОСМЧ-Запорожстрой, располагающий опытными квалифицированными кадрами. О масштабе предстоящей работы говорили хотя бы такие данные. В небывало сжатые сроки надо было возвести здания общей площадью 62 тысячи квадратных метров и объемом 400 тысяч кубических метров, выполнить огромный объем земляных, бетонных и железобетонных работ, возвести промышленные печи, произвести монтаж 6 тысяч тонн сложного технологического оборудования и т.д. Причем все это предстояло осуществить в условиях суровой уральской зимы, при 45-градусном морозе.

Уже в первые дни пребывания Семена Захаровича в Чебаркуле он встретил на строительной площадке первого секретаря Челябинского обкома партии Н.С.Патоличева, переведенного сюда из Ярославля.

Гинзбургом и его соратниками был разработан план и четкий порядок возведения этого объекта. Его строительство и монтаж были развернуты на хорошем инженерно-техническом уровне и высокими темпами.

Точно в назначенный срок — 15 марта 1942 года — Чебаркульский завод был введен в эксплуатацию.

Через 35 лет после этих событий Н.С.Патоличев напишет: «Всей работой строителей руководил Семен Захарович Гинзбург – народный комиссар строительства. Я и раньше знал этого умного, талантливого человека, а здесь еще раз убедился в его высоких организаторских качествах» (Патоличев Н.С. Испытание на зрелость. М., 1977. С. 174).

Работники Наркомата по строительству приняли самое активное участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства.

В связи с этим особый интерес для читателей представляют воспоминания одного из руководителей и непосредственных участников и свидетелей послевоенного возрождения Беларуси, народного комиссара по строительству СССР, одного из «сталинских наркомов» С.З.Гинзбурга:

«И, наконец, еще одна страница героической эпопеи возрождения. Она связана с моей родиной, городом моего детства, с Белоруссией, на долю которой выпали особо жестокие испытания.

Приехал я в Минск осенью 1944 г., вскоре после того, как он был освобожден от фашистской оккупации.

Я знал, что Минск сильно разрушен, — читал об этом в газетах, но то, что увидел, потрясло: города, по существу, не было. Фабрики, заводы, институты, школы, жилье, электростанции, водопровод, трамвай – все разрушено. Развалины, руины, пустыри, покрытые пожухлой травой, воронки. Только на окраинах кое-где сохранились деревянные домики.

На примере восстановления этой республики со всей наглядностью проявилась подлинная дружба народов Советского Союза. Все республики пришли на помощь Белоруссии.

...И вот я на минской земле, еще хранящей смертоносный, невзорвавшийся металл.

Жилье в Минске было уничтожено более чем на 80%, а из 332 предприятий осталось 21. Нужно было немедля возрождать промышленность, но нельзя было ни на один день откладывать восстановление жилища. С жилья все начинается!

...С самого начала восстановительные работы в Белоруссии велись по широкому фронту. Ни город, ни деревня не ждали своей очереди – они возрождались одновременно, параллельно. Тысячи сел и деревень, почти полностью уничтоженные оккупантами, не только ожили, но и преобразились.

Была учреждена специальная подрядная организация по осуществлению всех монтажных работ в столице республики — Главминстрой.

Строители возвращались в Белоруссию с Урала, где они трудились на оборонных заводах, или же с фронта...

Белоруссия быстро возрождалась. Естественно, наибольшие успехи в первые же годы восстановления были достигнуты в промышленном строительстве республики. И масштабы этих работ, и темпы поразительные. Минск был освобожден от оккупантов в 1944 г., а к 1945 г. в столице работало уже 3 тыс. предприятий.

Белоруссия, Минск — это замечательная страница послевоенного возрождения. Но только одна страница... А таких страниц было очень много».

19 января 1946 года Гинзбург был назначен руководителем только что созданного Наркомата по строительству военных и военно-морских предприятий СССР. С

11 марта 1947 года он уже министр промышленных строительных материалов СССР.

При очередной перетряске И.В.Сталиным хозяйственных кадров Семен Захарович 29 мая 1950 года был переведен в Министерство строительства предприятий машиностроения СССР на должность заместителя министра. С марта 1951 года он первый заместитель, а с марта 1953 года — заместитель министра нефтяной промышленности СССР. В феврале 1955 года Гинзбурга назначают первым заместителем министра строительства предприятий нефтяной промышленности СССР, а в 1957 году — заместителем председателя Госстроя СССР.

В 1963—1970 годах Семен Захарович был председателем правления Стройбанка СССР. С 1970 года Гинзбург находился на пенсии.

До последних дней своей жизни Семен Захарович не забывал о Беларуси и Минске. В 1946 году в связи с выдвижением его кандидатуры в депутаты Верховного Совета СССР он побывал в городе Борисове. Гинзбург помог удовлетворить в Госплане СССР просьбу Борисовского горкома партии об отпуске нескольких миллионов рублей на строительство жилья для Борисовского района.

В своей книге «О прошлом — для будущего» Семен Захарович повествует о строительстве крупных промышленных предприятий Минска, Полоцка, Бобруйска, Гомеля, Гродно, Солигорска, Могилева, о разработке новых генеральных планов многих городов Беларуси, о развитии легкой промышленности республики.

С особой теплотой он вспоминает о замечательных людях Беларуси — старейших строителях Иване Матвеевиче Жижеле, Владимире Георгиевиче Каменском, крупном белорусском архитекторе Владимире Адамовиче Короле, о мемориальном ансамбле Брестской крепости и Хатынском мемориале.

Семена Захаровича не стало 15 мая 1993 года — на 96-м году жизни.

Жизнь и деятельность С.З.Гинзбурга достойны того, чтобы его именем были названы улица или площадь в его родном городе Минске.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter