Комбайн «Лида-1300» перевернул сознание механизаторов

Первый клавишный и с женским именем

Это всё — о «Лиде-1300», почти на сто процентов состоящей из отечественных деталей
ГОМЕЛЬСКИЙ КЗР у аграриев вызвал немало споров. Из минусов — прицепной бункер, роторный обмолачивающий механизм. Для длинностебельных зерновых такая техника была не слишком продуктивной. В уборочную КЗР едва не разрывали на части, его использовали еще для заготовки кормов. Нужно было разделить два процесса и создать новую зерноуборочную машину. С этим успешно справились на «Лидагропроммаше», выпустив комбайн с барабанным типом обмолота и клавишной системой сепарации — «Лида-1300». Он оказался надежным и достаточно производительным для своего времени. Поставляли машину не только в хозяйства Беларуси, но и в страны ближнего зарубежья.


У ИСТОКОВ создания «Лиды-1300» — талантливый руководитель завода Ромуальд Готовко. Он мечтал первым создать современную зерноуборочную технику, перевернуть сознание механизаторов. И мечту удалось реализовать. Хотя и стоило ему это невероятных усилий.

К концу 2000-х ростовские «Доны» полностью исчезли с белорусских полей. ОАО «Лидагропроммаш» организует сборку комбайнов фирмы Case New Holland (входит в состав Fiat). Белорусский вариант на польских комплектующих получает название «Лида-1300».

Хотя в стране было много скептиков. Они не верили, что комбайностроение можно развивать на предприятии, которое не занималось им ранее. Путь «Лиды», едва ли не презрительно называли «отверточной сборкой». Однако, наращивая выпуск узлов и деталей в Лиде, Беларусь получила собственную технику.

В 2003 году агропроммашевцы выпустили агрегат, почти на сто процентов состоявший из отечественных деталей. Инженеры, знающие цену такой работе, радовались. В июле 2006-го к жатве планировали около 300 комбайнов «Лида-1300». Цена машины — от 105 тысяч долларов и выше — зависела от установленного на ней двигателя.

Мы пошли по следу тех, кто собирал комбайн. К сожалению, бывший директор Ромуальд Иосифович умер шесть лет назад.

В отделе кадров «Лидагропроммаша» мне подсказали имена старожилов, которые на заводе более 30 лет. Слесарь механосборочных работ Станислав Парфенчик на «Лидагропроммаше» с 1975 года. Начинал в отделе технического контроля по ремонту двигателей. Затем перешел на сборку сеялок — также одна из ярких страниц завода. Сейчас занимается сборкой гидравлики на комбайнах. Он выпускал с конвейера сотую машину.

В 80-х на месте нынешнего «Лидагропроммаша» действовал Лидский авторемонтный завод. Здесь ремонтировали ЗИЛ-130 и двигатели ЗИЛ-164. Первые собранные зерноуборочные машины хотя и назывались отечественными, были по своей сути импортными. Станислав Парфенчик говорит:

— Далекими от совершенства оставались условия производства. Из-за границы эшелонами шли, как их называли заводчане, «кузнечики» — остова с соломотрясами. Их разгружали и ставили на конвейер. Первое время за сборкой следили немцы, учили наших специалистов.

Порой не хватало инструментов. Приходилось закручивать некоторые детали механически. На этом теряли время. А вал перед заводчанами поставили такой: собирать в день четыре комбайна. У Станислава Парфенчика рабочей смены на это не хватало. Слесарь говорит, что приходилось оставаться после работы. А едва поспав, снова заступал не смену.

ГЛАВНЫЙ механик Владимир Литвин на заводе с 1985-го, в 2009—2012 годах главный инженер «Лидагропроммаша». Нам также удалось встретиться с Владимиром Николаевичем. Вот что он вспомнил:

— Ромуальд Иосифович принимал меня на работу, когда после армии устраивался слесарем. Сам руководитель  с рабочими, техперсоналом был вежливым. Не запрещал в мастерских предприятия ремонтировать личный транспорт, но требовал согласования. За выполнение поручений спрашивал строго, но не жестко. Поддерживал дисциплину, следил за порядком. Эти традиции и сейчас продолжаются на производстве.

Директор не дал заводу прийти в упадок. Он руководил как раз во время развала СССР. Тогда стоял выбор: сменить профиль или уйти в никуда. Ремонт грузовиков не сулил перспектив. В итоге в начале 90-х начали выпускать сеялки. У проходной скапливались очереди покупателей. Заводчане не могли жаловаться на свой заработок. Как и при выпуске «Лиды-1300» в 2000-х годах. Зарплата достигала 500 долларов в эквиваленте.

КОГДА готовил материал, переворотил десятки источников о «Лиде-1300». Свои качества она доказала еще при полевых испытаниях на Центрально-Черноземной МИС в Курской области. Суммарные потери озимой пшеницы с урожайностью 42,5 ц/га составили 0,78—1,21 процента. Это соответствовало принятым стандартам (не более 2 процентов). Потери за молотилкой при этом получены 0,53—1,10 процента, что также удовлетворяет предъявленному требованию (не более 1,5). Потери за жаткой — 0,08—0,11 процента, что не выходит за рамки критериев (не более 0,5).

К сожалению, нет такой книги, где можно было бы почитать отзывы. А вот на форумах аграриев нередко можно встретить правдивые мнения о комбайне.  У фермера из Самарской области за два года сломался  только подшипник. Порадовал двигатель в 250 «лошадок». И экономичность оказалась высокая: 500 литров топлива хватало на два дня работы при уборке 40 гектаров в день.
МЕХАНИЗАТОР Николай ЛАЗАРЧИК (на снимке) из берестовицкой агрофирмы «Старый Дворец» четырнадцать сезонов убирал на «Лиде-1300» хлеб. В минувшую уборку по намолоту обошел даже некоторых из тех, кто работал на новой импортной технике. Николай регулярно занимает первые места среди комбайнеров района, неоднократно получал грамоты и подарки. Николай Лазарчик поделился с нами:

— К сожалению, в этом году машину списали. Отработала свой срок — начали выходить из строя многие детали. Хотя ремонтировать зерноуборочный агрегат приходилось нечасто.

Особенно незаменима техника при уборке овса, ячменя, гороха. На полеглых участках не теряет производительность. А полеглицы в прошлом году было предостаточно. Особенность «Лиды-1300» — в креплении мотовила. Это и спасает от больших потерь при уборке. Но машине недоставало корректировки молотильной системы, маловатым оказался и молотильный барабан.

Руководителю нашего хозяйства поручили отправить самые надежные комбайны в Ошмянский район. Выбрали три импортных и мою «Лиду». Путь неблизкий — около 300 километров. Добирались своим ходом, ночью, со скоростью 25 километров в час. На полных оборотах двигателя.

В хозяйство заехали за 15 часов. Топливный бак практически пустой. До обеда отоспались, заправились – и снова в поле. Всего уборочная заняла около недели. Мне не повезло. В последний день наскочил на камень, в итоге пришлось простоять на ремонте сутки. Но в тот год по количеству намолоченного зерна в своем районе занял первое место.  

А однажды предстояло убирать недоспевшие зерновые. Но я сказал, что только технику погублю. Руководитель не поверил, в итоге выехали вместе в поле. Там уже работал «Дон». Через десять минут он остановился – «колосовой» и «зерновой» элеватор оказались забиты. Пришлось комбайн разбирать и чистить. Дня на два работы.

После решили внести химпрепараты, чтобы культура быстрее дозрела. Только тогда я вышел убирать, и справился один быстро. Эта история стала уроком: и импортная, и отечественная зерноуборочная техника быстро станет на поле с недозревшим урожаем.

Однажды попросил отрегулировать комбайн, чтобы на процент снизить потери. Не разрешили. В итоге в восмитонный МАЗ выгрузил всего четыре тонны зерна. И те — с примесью (мякина). На элеваторе порекомендовали искать другие поля.

  В «Лиде» быстро вынимается сито – элемент очистки. И настраивается достаточно просто. Часто регулировал комбайн самостоятельно. К примеру, выдвинул передний нижний плавающий барабанчик ближе к жатке — до шнека. Зазор был меньший, быстрее подавалась масса в комбайн.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 «Лида-1300» обладает довольно внушительными габаритами. Вес 11 260 килограммов, длина в рабочем положении 17 120 миллиметров, ширина — 3170. С жаткой ширина машины увеличивается до 6630 миллиметров. Дизельный шестицилиндровый двигатель. Номинальная мощность — 250 лошадиных сил. Скорость обработки зерновых может регулировать механизатор в кабине. А жатка подвижна, повторяет особенности ландшафта. Ее контролирует датчик.

Молотильные барабаны находятся спереди, линейно. Поэтому убранные колосья идут равномерным потоком, попадая под пропорционально возрастающее воздействие барабанов. Такой подход обеспечивает качественную сепарацию.

«Лида-1300» оборудована датчиками, которые контролируют процент потерь зерна. Система очистки дополнена мощным вентилятором, который работает в автоматическом режиме. Объем зернового бункера — 6,3 кубометра. Полное его опустошение происходит через 90 секунд. Объем топливного бака — 520 л; расход горючего — 5,2 л/т.

В ТЕМУ

«Лиду-1300» экспортировали с 2007 года. В 2010-м заводчане отправили 70 комбайнов в российские регионы, 20 — в Казахстан. В этих странах организовали сервисное обслуживание. «Лиду-1300» поставили также в Сербию, Словакию и Венесуэлу.

kovalev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter