Первый хулиган на Басманной

Популярного актера Михаила Глузского, сыгравшего больше 150 ролей, нет с нами уже 11 лет...

Популярного актера Михаила Глузского, сыгравшего больше 150 ролей, нет с нами уже 11 лет, но его по-прежнему любят, помнят как человека интеллигентного и высоконравственного. Но порой он был откровенным хулиганом и задирой. Актер всегда говорил правду, и это поссорило его со многими режиссерами. У него был сложный характер, но своей профессии он отдал себя без остатка.


Если бы кто-нибудь встретил будущего актера в 30-х годах на улицах шумной Москвы, наверняка не узнал бы! На голове - огромный чуб, вошедший в моду свободный пиджак, "раскачивающаяся" походка... Мише очень хотелось быть модным. Он был первым хулиганом и заводилой на Басманной, где они жили с мамой и сестрой. Отец умер от тифа, мать день и ночь работала, следить за мальчиком было некому, и он проказничал до тех пор, пока его не исключили из школы. Последней каплей стал... ирокез, скрепленный репейным маслом. Мишу выставили! После этого, с трудом вернувшись в школу через мольбы и уговоры, Глузский остепенился, а потом поступил в Школу киноактера при киностудии "Мосфильм". Это и есть будущий ВГИК. Здесь Михаила оценили за талант и искрометный юмор, но с трудом выносили его бесконечные выходки. В конце 30-х нравы были строгие, комсомол следил за тем, как одевается молодежь, где проводит свободное время.


- Я же слыл страшным пижоном: брюки носил широченные - это было модным задолго до "стиляжных" дудочек, полы штанинами подметал, - вспоминал Глузский. - Вообще, был совершенно антиобщественным элементом: ни комсомольцем, ни членом партии так и не стал и даже пионерство проскочил... Несколько раз меня отчисляли за злостное нарушение дисциплины.


Еще до войны Михаил успел сняться в нескольких фильмах - "Девушка с характером", "Минин и Пожарский", "Салават Юлаев". В 1940 году его приняли на студию "Мосфильм", и тут - война... Глузский рвется на фронт, его зачисляют во фронтовую бригаду, которая едет на передовую. Считалось, что артисты тогда тоже "воевали". Они точно так же ездили под бомбежками, ночевали в поле... И по 15 - 20 концертов в день, для каждой роты, уходящей под пули, иногда даже для одного-единственного летчика, отобранного для смертельного задания... Война изменила Глузского, в 1945 году он вернулся в Москву совсем другим - понял цену человеческой жизни. Глузского пригласили в Театр киноактера, где он создал много незабываемых образов, но все-таки больше ему нравилось кино. Не отказывался даже от эпизодов! Например, играл есаула в фильме "Тихий Дон", навлекая на себя праведный гнев зрителей. Отрицательных ролей он не боялся.


Но как это обычно бывает, "выстрелила" небольшая роль в комедии. В "Кавказской пленнице" Глузский играл администратора гостиницы, предоставляющего Шурику тосты и выпивку. После этого его начали узнавать на улице и наливать. Что сильно раздражало актера, ведь пьянство он ненавидел и не прощал это никому. Если от коллеги пахло на репетиции спиртным, он отказывался с ним работать. Но зато в последний день съемок не изменял традиции - накрывал на всех! Велик был список режиссеров, с которыми Глузский не разговаривал и даже не здоровался. Всему виной было его неумение прощать безответственность.


- Бывало, отца приглашали на пробы, хвалили, даже утверждали на роль, а потом выяснялось, что играет другой, - вспоминает сын актера. - Папа объяснял: "Ну пусть бы позвонил, по-хорошему все рассказал, но ставить точку, не сказав ни слова, непозволительно!" И если когда-нибудь этот режиссер снова к нему обращался, он говорил: "А помнишь?.. До свидания!"


При этом сам Глузский был щепетилен в отношениях с коллегами. Если его просили озвучить роль другого, он звонил тому человеку до десяти раз: вы точно не против, чтобы я озвучивал вашу роль? Все было перемешано в характере этого человека. Интеллигентность, неумение "пробиваться" и в то же время - напористость и даже наглость в отчаянных ситуациях. Например, когда однажды он, закоренелый холостяк, понял, что любит замужнюю женщину, без сомнений взял ее за руку и увел от мужа. Зато потом они прожили вместе полвека, родились двое детей. Глузский был однолюбом, хотя и производил впечатление сердцееда. Однажды над ним подшутили олигархи, пригласили на застолье стриптизерш, которые стали приставать к Михаилу Андреевичу. Он что-то прошептал девушке на ушко, и она удалилась. "Что вы ей сказали?" - "Спросил, знает ли ее мать о том, чем она тут занимается".


В 90-е годы, как и у всех, работы у Глузского было мало, семья жила так бедно, что нечего стало есть. Тогда Глузский пошел на отчаянный шаг - подписал контракт с Германией и уехал с семьей туда. Но через полгода вернулся - не смог на чужбине... К счастью, его пригласили работать в "Школу современной пьесы". Там его считали патриархом, молодежь смотрела ему в рот. А Михаил Андреевич оставался в душе все таким же хулиганом, его шутки цитировались в театре. Однако иногда лицо актера становилось грустным, он предчувствовал свой уход и говорил:


- С нашего курса осталось в живых двое, мне уже почти 83 года, невольно проскакивает мысль: "Недолго осталось..."


Но до 83 лет актер не дожил, его не стало 15 июня 2001 года. Весь апрель актер лежал дома больной, с высокой температурой, потом вдруг огорошил родных: "Сегодня воскресенье, в театр придет много людей, надо выйти на сцену!" Спектакль Глузский отыграл, но после этого сразу оказался в больнице. На следующий день Михаилу Андреевичу ампутировали ногу, после чего отказали легкие, он был подключен к аппарату искусственного дыхания. Понимая, что уходит, Глузский ничего не говорил родным, только цитировал свои любимые строчки поэта Межирова:


Так что слишком и очень

не сходите с ума,

Если кончилась осень

и настала зима.


Анжелика Пахомова.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter