Первый Форум универсального характера

Андрей Кобяков - о подготовке к Белорусскому инвестиционному форуму в Лондоне

За последние годы Беларусь доказала: отечественная экономика обладает устойчивостью и стабильностью. Именно поэтому страной активно интересуются потенциальные инвесторы из-за рубежа. По данным Конференции ООН по торговле и развитию, за прошлый год объемы прямых иностранных инвестиций в Беларусь увеличились в 5 раз по сравнению с 2006 годом. Республика активно сотрудничает в инвестиционных вопросах с ближайшими соседями, странами СНГ, а сегодня планирует выйти и на глобальные рынки капитала. Белорусский инвестиционный форум, который пройдет в Лондоне в середине ноября, должен стать мощной информационной площадкой для западных инвесторов, которые готовы вложить свои капиталы в наш реальный сектор экономики. О ходе подготовки этого мероприятия рассказал председатель оргкомитета форума, заместитель премьер-министра Республики Беларусь Андрей Кобяков (на снимке).

— Андрей Владимирович, насколько, по вашему мнению, столь серьезное мероприятие, как Белорусский инвестиционный форум, будет способствовать повышению имиджа Беларуси на международном экономическом пространстве?

— Беларусь уже имеет хороший опыт проведения международных конференций по инвестициям на республиканском и региональном уровнях, инвестиционных форумов и семинаров в двустороннем формате. Они доказали свою эффективность в привлечении иностранных инвестиций в страну.

Белорусский инвестиционный форум в Лондоне станет первым зарубежным инвестиционным мероприятием универсального характера, он позволит значительно повысить внимание к нашей стране не только отдельных стран и регионов, но и мирового бизнес-сообщества в целом.

Данное мероприятие призвано укрепить положительный имидж Беларуси как надежного инвестиционного партнера. Полагаю, что многие иностранные инвесторы, которые примут участие в форуме, «откроют» для себя Беларусь, смогут обменяться мнениями с коллегами, имеющими положительный опыт работы в нашей стране.

Представители таких известных в мире компаний и организаций, как «Райффайзен-банк», «Роберт Бош», банк «АБН АМРО», Международная группа компаний «ИТЕРА», Всеобщий союз торговых, промышленных и сельскохозяйственных палат арабских стран, Конференция ООН по торговле и развитию, Международная финансовая корпорация, выразили готовность выступить на форуме, рассказать о преимуществах работы в Беларуси.

Выбор места проведения форума не случаен. Участие в нем представительной белорусской делегации высокого уровня — наглядная демонстрация готовности нашей страны к дальнейшему открытому диалогу с европейскими партнерами.

Уверен, что такое масштабное мероприятие, как форум, безусловно, укрепит позитивное восприятие Беларуси в мире международного бизнеса как экономически мощного и зрелого партнера.

— Насколько благоприятно Белорусский инвестиционный форум может сказаться на позиции республики в различных международных рейтингах?

— Скорее, не сам форум может благоприятно сказаться на позиции нашей страны в различных международных рейтингах, а его результаты. Данное мероприятие будет использовано для того, чтобы еще раз заявить о значительных возможностях для развития зарубежной деловой активности в нашем государстве.

Беларусь — страна с динамично развивающейся экономикой, где сохранены и постоянно модернизируются такие гиганты производства, как Белорусский автомобильный завод, Минский тракторный завод, Минский автомобильный завод, Белорусский металлургический завод и другие.

Наша страна обладает высококвалифицированной рабочей силой и значительным научно-техническим потенциалом, развитой сетью транспортных коммуникаций и инфраструктурой, имеет выгодное географическое положение. Политическая ситуация в Беларуси стабильная, у нас отсутствуют конфликты регионального и национального характера.

В последнее время интерес к присутствию зарубежного бизнеса в Беларуси еще более возрос в результате экономических преобразований, устойчивой положительной динамики макроэкономических показателей, принятых мер по либерализации инвестиционного законодательства, развитию предпринимательства, улучшению бизнес-среды.

Кроме того, в нашей стране — единственной из стран СНГ — принят Инвестиционный кодекс, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности, ее государственную поддержку, а также защиту прав инвесторов на территории республики.

В Беларуси действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, возглавляемый премьер-министром, в настоящее время реорганизуется Национальное инвестиционное агентство.

Согласно отчету Всемирного банка «Doing Business 2009», с июня 2007 года по июнь 2008 года Беларусь провела реформы в шести из десяти исследуемых в отчете областях и заняла четвертое место в первой десятке стран-реформаторов в нормативно-правовой сфере. В рейтинге ЮНКТАД по фактическому привлечению иностранных инвестиций в 2008 году Беларусь поднялась на 27 позиций и заняла 95-е место.

Деловой климат в стране будет и далее совершенствоваться. И мы уверены, что с помощью наших зарубежных партнеров  будем двигаться дальше, чтобы решить задачу — войти в число первых 30 стран в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса.

— Существуют два полярных мнения. Одни эксперты утверждают, что вследствие дефицита ликвидности на международных биржах на мировом рынке капитала возникнет недостаток финансовых средств, а значит, экспорт инвестиций снизится. Второе мнение: биржевые спекуляции подорвали доверие инвесторов к развитым странам, и в этой связи Беларусь становится привлекательной для размещения капитала, так как снижаются риски при оценке предприятий, поскольку они основаны не на биржевой, а на реальной их стоимости. По вашему мнению, насколько скажется мировой финансовый кризис на привлекательности инвестиционных проектов в Беларуси?

— Мировой финансовый кризис заставил по-новому взглянуть на устройство мировой финансовой системы. Череда банкротств и кризис доверия породили мощный отток средств с развивающихся рынков, ужесточение кредитных условий для всех категорий заемщиков.

Экономика Беларуси является открытой и в этой связи зависимой от ситуации на внешних рынках. Однако многие зарубежные аналитики и эксперты международных организаций высказывают мнение об устойчивости белорусской экономики, которая базируется на динамичном промышленном развитии. Это подтверждается и присвоенным в августе 2007 года Республике Беларусь кредитными агентствами «Мудис Инвесторз Сервис» и «Стандард энд Пурз» суверенного кредитного рейтинга «В+» (прогноз «стабильный»), который остался на прежнем уровне в текущем году.

В начале 2007 года наша экономика выдержала серьезное испытание в виде значительного изменения цен на энергоносители. Это также позволяет делать более оптимистичные прогнозы в отношении возможных последствий мирового финансового кризиса.

Необходимо также четко разделять инвестиции в виде внешних займов и прямых иностранных инвестиций. Учитывая стабильный рост нашей экономики, не стоит удивляться, что Беларусь в последнее время превратилась в объект пристального внимания для иностранных инвесторов. Бизнес видит для себя перспективу, и мировой финансовый кризис в данном случае не является значительной помехой.

— Каких инвесторов могут заинтересовать белорусские проекты, представленные на форуме в Лондоне?

— В ходе форума белорусская сторона представит иностранным инвесторам широкий перечень проектов в различных отраслях экономики. С этой целью планируется организация ряда тематических секций по банковской и страховой деятельности, работе в регионах Беларуси, свободных экономических зонах, инвестированию в пищевую и легкую промышленность, нефтехимический  и агропромышленный комплексы.

Программа форума определена с учетом анализа сфер заинтересованности иностранных инвесторов, что является определенным основанием ожидать достаточно высокой отдачи как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

— Есть ли критерии, которые будут предъявляться к инвесторам: доступ к сырьевой базе, объем уставного капитала, освоенные рынки сбыта и так далее?

— Инвестиционные проекты, которые будут представлены на форуме, являются крупными проектами, требующими значительных капиталовложений, имеющими большое значение для республики, и рассчитаны на долгосрочное сотрудничество с иностранными инвесторами. В условиях растущего интереса к республике со стороны иностранного капитала мы не только рассчитываем на заинтересованность деловых кругов к предлагаемым проектам, но и будем выбирать достойных партнеров для совместного ведения бизнеса в Беларуси.

В первую очередь приоритет будет отдаваться иностранным партнерам со стабильной репутацией, имеющим устойчивую и активную динамику бизнеса, развитые партнерские взаимоотношения, положительный имидж в глазах мирового сообщества.

Немаловажным является совпадение интересов по стратегии развития организуемого бизнеса. Привлечение иностранных инвесторов для реализации совместных проектов должно соответствовать проводимому курсу социально-экономического развития страны, а также многовекторной внешнеэкономической политике нашего государства.

Иные критерии зависят непосредственно от отраслевой направленности конкретного проекта. Безусловно, если это проект по строительству угольной конденсационной электростанции, то важнейшим условием будет доступ к сырьевой базе. Если же мы говорим о создании нового производства автомобильных кранов на Минском автомобильном заводе, то рынки сбыта являются не менее важной составляющей.

Хочу подчеркнуть, что мы готовы к открытому диалогу и взаимодействию со всеми зарубежными партнерами, где основным критерием будет обоюдная выгода. Поэтому по предлагаемым инвестиционным проектам предусмотрены альтернативные возможности установления партнерских взаимоотношений.

— Какие инвестиции в первую очередь интересуют белорусскую сторону: финансовые инвесторы, стратегические, портфельные, для реализации проектов в Беларуси с нуля и «под ключ», для создания СП, для развития уже имеющихся производств?

— Республика Беларусь заинтересована в стратегических инвесторах с мировым именем. В этом случае могут рассматриваться различные варианты: от создания организации с иностранными инвестициями с нуля и до продажи акций открытых акционерных обществ, принадлежащих государству на праве собственности.

На современном уровне макроэкономического развития Беларусь может подходить избирательно к инвестору. Нам нужны не просто инвестиции. Первостепенное значение для нашей страны приобретают прямые иностранные инвестиции, направленные на развитие производства наукоемкой, инновационной и экспортно-ориентированной продукции, энергосберегающих технологий, сферы услуг.

Для привлечения прямых иностранных инвестиций в обозначенные сферы в нашей стране на законодательном уровне созданы необходимые условия осуществления инвестиционной деятельности, наиболее привлекательными среди которых являются территории с преференциальными режимами.

Среди них — свободные экономические зоны (СЭЗ), резиденты которых освобождены от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе товаров для собственного производства при условии экспорта готовой продукции за рубеж.

Прибыль  резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров собственного производства, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли. По истечении данного срока резиденты СЭЗ уплачивают налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 процентов от ставки, установленной законодательством (12 %).  

С 1 апреля 2008 года мы на семь лет закрепили неизменность специального налогового режима для резидентов СЭЗ (Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 42 «О внесении изменений и дополнений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь по вопросам деятельности свободных экономических зон»).

Кроме того, для резидентов СЭЗ дополнительно установлены:

  льготные условия по арендной плате за земельные участки, предоставляемые резидентам СЭЗ для реализации инвестиционных проектов;

— дополнительное освобождение резидентов СЭЗ от налога на недвижимость и налога на приобретение автомобильных транспортных средств, от обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Резиденты Парка высоких технологий освобождены от налога на прибыль; налога на добавленную стоимость с оборота; налога на недвижимость; офшорного сбора; ввозных таможенных пошлин; налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет.

Потенциальные иностранные инвесторы, которые готовы создавать в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек новые  производственные организации, освобождены с 1 апреля 2008 г. от уплаты (Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 года № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)»):

— налога на прибыль и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части реализации товаров собственного производства;

— ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость на технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд.

Предусмотрена возможность свободного ценообразования, определения поставщиков или покупателей произведенной продукции, установления заработной платы работникам, страхования  своего имущества за рубежом и др.

Дополнительной гарантией является то, что в случае ухудшения условий деятельности совместных и иностранных организаций, в течение 5 лет к данным организациям применяется законодательство, действовавшее на дату их регистрации.

Для развития рынка корпоративных ценных бумаг правительством Республики Беларусь утвержден перечень из 519 государственных предприятий, которые будут приватизированы к концу 2010 года. Также  подготовлен перечень из 147  открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже до 2011 года.

В число государственных организаций, подлежащих приватизации, включены такие крупные предприятия, как производственное объединение «Минский моторный завод», производственное  объединение «БелавтоМАЗ», Белорусское оптико-механическое объединение «БелОМО», научно-производственное  объединение «Интеграл», производственное  объединение «Белорусский автомобильный завод», производственное объединение «Гомсельмаш».

Правительством на протяжении последних лет принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства по вопросам приватизации и распоряжения государственным имуществом в целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику республики.

Среди них — подписание Президентом Республики Беларусь Указа от 4 марта 2008 г. № 144, которым отменено особое право («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами.

Нормы данного указа соответствуют подходам, изложенным в документах ряда международных организаций, таких как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Межпарламентская ассамблея государств — участников СНГ.

В настоящее время можно говорить об активизации приватизационных процессов.

Декретом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2008 г.  № 7 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3» поэтапно до конца 2010 года снимается запрет на отчуждение акций открытых акционерных обществ (за исключением открытых акционерных обществ, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики).

С 1 января 2008 года существенно изменены условия продажи объектов недвижимости. При продаже на территории Республики Беларусь в установленном порядке недвижимого имущества (капитальных строений, зданий, сооружений), находящегося в государственной собственности, в том числе путем проведения аукциона, одновременно осуществляется продажа права заключения договора аренды земельного участка, необходимого для обслуживания этого имущества. 

В республике набирают темпы проведение аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, продажи  земельных участков в частную собственность и проведение аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений. Все эти условия способны привлечь иностранных инвесторов для развития бизнеса на территории Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter