Резиденты СЭЗ смогут воспользоваться льготами для бизнеса в малых городах и на селе

Первый бизнес на деревне

Мало кто знает, что поговорка «первый парень на деревне» имеет еще и продолжение, которое коренным образом меняет ее суть: «да вся деревня — два двора». В таком цельном виде она прекрасно отражает недавнюю ситуацию в области нашего сельского предпринимательства. У нас это направление в стране было развито, прямо скажем, не очень хорошо. Ведь бизнесмены в первую очередь мыслят категориями масштаба и в провинцию их заманить можно, только посулив очень солидные налоговые льготы. Но четыре года назад ситуация коренным образом изменилась — президентский Декрет № 6, по сути, превратил провинцию страны в одну большую свободную экономическую зону. И частный бизнес стал активно перебираться в деревню, подальше от шума больших городов и поближе к преференциям.



На днях последовало продолжение: Президент подписал Декрет № 2, которым совершенствуются порядок и условия стимулирования предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений и сельской местности. По сути, этот документ корректирует и дополняет отдельные нормы того самого Декрета № 6, срок действия которого не так давно истек. 

В свое время этот документ стал для страны знаковым, выбившись своей финансовой привлекательностью из рамок, в которых вынуждены были существовать наши предприниматели. Согласно его нормам в семилетний период со дня госрегистрации коммерческие организации освобождались от налога на прибыль, а ИП — от подоходного налога. И те и другие могли не уплачивать налог на недвижимость и отчисления в инновационные фонды, освобождались от обязательной продажи иностранной валюты и госпошлин за выдачу специальных разрешений на отдельные виды деятельности. Но главный момент, связанный с Декретом № 6, бизнес оценил по достоинству: он позволял ввозить в страну транспортные средства с освобождением от уплаты таможенных пошлин. Предприниматели наперебой бросились открывать в малых городах транспортные предприятия.

Собственно говоря, именно с транспортом впоследствии получились проблемы. Когда декрет перестал действовать, некоторые предприниматели с удивлением узнали, что таможенные органы требуют с ввозивших транспортные средства организаций не только уплатить таможенные платежи, но и начисляют пеню за несколько лет, налагают штрафы. Якобы юридические лица, которым в свое время сама же таможня дала добро на ввоз транспортных средств, все-таки права пользоваться льготами не имели. Прецедентов таких было немного — около трех десятков, но они были. Пришлось устранять огрехи чуть ли не в ручном режиме, но вроде бы вопрос уладили миром.

В конце прошлого года у Президента прошло совещание, на котором рассматривалась возможность продления части положений Декрета № 6 с учетом проведенной работы над ошибками. Александра 

Лукашенко тогда очень интересовало, сохранится ли после внесения изменений в документ его направленность на стимулирование инвестиций в производство. Впрочем, нельзя не признать: катализатором для развития бизнеса на селе документ оказался мощным. За три года число субъектов хозяйствования там выросло на 38%, а число зарегистрированных ИП и организаций превысило 35 тысяч. Для сравнения: в крупных городах за этот же период времени рост оказался намного скромнее — всего 2,6%.

Директор департамента по предпринимательству Минэкономики Петр Арушаньянц говорит, что рост очевиден не только по количественным показателям, но и по качественным:

— Мы видим динамику по наличию сертификатов собственного производства товаров и услуг в сельской местности и малых городах. Все это говорит о том, что декрет эффективен, его следует и дальше использовать для работы в регионах.

«Наследник» Декрета № 6 традицию должен продолжить. Впрочем, есть в нем еще один приятный момент. Документом предусмотрено распространение действующих налоговых льгот на деятельность предприятий — резидентов СЭЗ, расположенных на этих территориях средних, малых городских поселений и сельской местности; филиалов, исполняющих налоговые обязательства организаций, применяющих единый налог для производителей сельхозпродукции. Документом также предоставлена возможность увеличения уставного фонда коммерческой организации не только за счет вклада ее учредителей, но и за счет товара, приобретенного самой организацией. В целях стимулирования вовлечения в хозяйственный оборот неэффективно используемого имущества отменяется льгота по налогу на недвижимость в отношении этого имущества.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter