Первым делом — самолеты

За последние пять лет количество гражданских судов в небе Беларуси увеличилось почти вдвое. Около 125 тысяч гражданских самолетов в минувшем году воспользовались белорусскими воздушными дорогами. К 2013 году, как планируется, этот показатель может вырасти до 170—180 тысяч. Внедрение новых технологий сделает наше небо еще более привлекательным, полеты — безопасными, а доходы страны — высокими.

Доходный транзит
С момента распада Советского Союза в воздушных просторах Беларуси появилось огромное количество новых международных трасс. В результате общая их протяженность увеличилась с 760 километров до 25 тысяч. Каждые сутки небо республики используют около 340 грузовых и пассажирских гражданских воздушных судов. Примерно 90 процентов из них следуют через нашу страну транзитом. Основные потоки направлены с запада на восток, из Скандинавии на юг, а также в обратных направлениях. Через Беларусь проходят также кратчайшие воздушные пути из Японии, Австралии, Сингапура в Европу, из Америки — на Ближний Восток.
Около 32 процентов перевозок приходится на авиакомпании России. В целом воздушные просторы нашей страны бороздят суда 875 авиакомпаний из 88 государств.
За их обслуживание РУП “Белаэронавигация” взимает плату исходя из тарифа: 39 евро за каждые 100 километров при базовом весе самолета 50 тонн.
В ближайшие восемь лет количество обслуживаемых судов, по оценкам экспертов Евросоюза и Беларуси, может ежегодно прирастать на 5—7 процентов и в полтора раза превысить нынешний показатель. “Будем надежно работать — будет больше транзита, — говорит о перспективах гендиректор “Белаэронавигации” Леонид Чуро. — В итоге и наши доходы, и поступления в госбюджет вырастут”.
Hello, Беларусь!
За безопасность в небе Беларуси сегодня отвечают около 1,3 тысячи специалистов “Белаэронавигации”. Во времена СССР кадры готовили в учебных заведениях Ленинграда, Риги, украинского Кировограда. Последние 10 лет основную ставку делают на выпускников Минского государственного высшего авиационного колледжа. В минувшем году взяли на работу 12 человек, в нынешнем планируют еще столько же.
Кроме железного здоровья и великолепного знания своей профессии от диспетчеров, которые непосредственно ведут воздушные суда, выдают команды, требуется и безупречное знание русского, английского языков. Именно на них он общается с экипажами и коллегами из соседних стран.
Обычно за 5—10 минут до пересечения белорусской границы зарубежный диспетчер сообщает нашему характеристики самолета, параметры его движения, время подлета к государственной границе. После этого на связь выходит экипаж. На каком языке он обращается к диспетчеру, на том же продолжаются переговоры.
Каждый диспетчер отвечает за свой сектор. В горячую пору с ним на связи одновременно могут находиться до 20 самолетов. Чтобы не сплоховать в сложной ситуации, специалисты “Белаэронавигации” не реже одного раза в полгода сдают экзамен на тренажере, где моделируются экстремальные ситуации.
Требования к диспетчерам — на уровне пилотов самолетов. Редкие люди продолжают работать на “передовой” после 55 лет.
Эшелонное уплотнение
Как по земле построена сеть автодорог, так и в небе проложены трассы, только невидимые. В Беларуси сегодня воздушное пространство на высоте от 8 до 12 тысяч метров делят на 12 эшелонов — каждый по 300 метров. С учетом нынешнего развития радиолокационных технологий этого коридора вполне достаточно, чтобы два самолета, идущие навстречу друг другу в соседних эшелонах, без проблем смогли разминуться.
К такой воздушной сетке в Беларуси вслед за Западной Европой перешли с 2002 года. До этого использовали коридоры по 600 метров. Благодаря такому “уплотнению” появилось больше возможностей для наращивания воздушного транзита.
В перспективе, по словам гендиректора РУП “Белаэронавигация” Леонида Чуро, в Беларуси, как и в целом в зарубежье, планируется переходить от управления полетами с помощью радиолокации к использованию системы спутникового позиционирования. Диспетчер и экипаж смогут точнее определять положение самолета. В результате воздушные эшелоны, вероятно, уплотнятся еще больше.
Среди технологий, которые уже взяли на вооружение в Беларуси, — соединение OLDI. Благодаря ее внедрению белорусские диспетчеры могут сегодня обмениваться информацией с коллегами в Борисполе (под Киевом) и
Львове без голосовых сообщений, а в автоматическом режиме, когда изменения отображаются на мониторе. В нынешнем году таким же образом частично исключить человеческий фактор предполагают и в работе с Вильнюсом, Варшавой, Ригой, а позже — с Москвой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter