Первые из могикан

БГК имени Мешкова не боится конкуренции с «Динамо»

БГК имени Мешкова не боится конкуренции с «Динамо»


Брестский гандбольный клуб имени Мешкова (основанный в память отца сыновьями Анатолия Петровича Александром и Сергеем) появился на свет в 2002–м году. С тех пор воды утекло много, а «намыла» она для брестчан «серебро» национального первенства в год дебюта (для выявления победителя понадобился третий матч суперфинала против «Аркатрона») и тотальное превосходство над остальными (победы и в чемпионате, и в Кубке) начиная с сезона 2003/04 года. Итого — пять чемпионских титулов! Более того, в Бресте создали идеальную гандбольную инфраструктуру и впервые со времен минского СКА прорубили окно в Европу — в групповой этап Лиги чемпионов. Время, вообще, субстанция относительная, поэтому лучшим его мерилом являются дела, которые были совершены командой за этот период.


Белорусский гандбол, на руинах которого вырос в 2002–м БГК, постепенно преодолевает эпоху смуты: обрастает новыми клубами, расправляет плечи сборная. Однако именно Брест стал тем механизмом, который запустил маховик прогресса, в Бресте начали, и за ними потянулись остальные. Об этом тоже забывать нельзя.


Глава команды, ее идейный вдохновитель и создатель, старший из братьев Мешковых — Александр Анатольевич — на страницах газет появлялся нечасто, поэтому представившаяся возможность пообщаться с ним была использована с энтузиазмом. Занятость Мешкова–старшего на основном месте работы — в ОАО «Газпром» — не позволила встретиться лично, поэтому беседовали по телефону. На откровенность разговора, впрочем, это не повлияло — по обоюдной договоренности запретных тем в разговоре не было.


— Для начала я хотел бы поблагодарить вас за предоставленную возможность высказаться. В последнее время часто приходится слышать вопрос: что будет с клубом БГК имени Мешкова? С ответа на него и начну: БГК был, есть и будет. И всякая другая информация, тем более о том, что у клуба какие–то проблемы, сильно преувеличена.


— Однако теперь у вас появился серьезный конкурент в борьбе за лидерство в клубном белорусском гандболе — «Динамо»...


— Появление в нашем чемпионате «Динамо» — момент положительный: чем больше крепких команд, тем интереснее первенство и больше возможностей у игроков расти профессионально.


— И вас не беспокоит трансферная политика динамовцев? Имея хороший ресурс, «Динамо» собирает под свои знамена лучших белорусских игроков из других клубов.


— Определенный перекос здесь существует. Для того чтобы чемпионат имел интригу, в нем должно быть, по крайней мере, 3 — 4 хороших клуба, приблизительно равных по силам. К этому мы, к сожалению, пока прийти не можем, хотя сейчас были близки. Казалось, что вот–вот вернет себе позиции в чемпионате минский СКА под управлением Спартака Мироновича, для этого минчанам надо было только подбросить немного денег, купить парочку легионеров хорошего уровня — и вот вам еще один достойный конкурент на «золото». Получилось иначе. Думаю, что в Минске определились с приоритетами и переход Бориса Пуховского из СКА в «Динамо» — это только начало.


— А каковы ваши взаимоотношения с руководством динамовского клуба? Складывается ощущение, что есть некий антагонизм.


— Отдельные поступки руководства «Динамо» вызывают недоумение. Я говорю сейчас о ведении переговоров с гандболистами БГК им. Мешкова за нашими спинами, о переманивании игроков основного состава.


— Готовясь к интервью, я нашел на одном из брестских сайтов такую информацию. Цитирую: «В обход руководства и тренерского штаба БГК минское «Динамо» ведет переговоры с талантливой молодежью брестского клуба, предлагая членам молодежной сборной Беларуси сменить периферию на центр. Уже покинули расположение «мешковцев» Гайса и Прокопеня, ошарашившие тренеров заявлениями на увольнение. За спиной руководства БГК ведутся переговоры и с другими игроками, что противоречит общепринятым в спортивном мире этическим нормам...» Ситуация, может, и не совсем «джентльменская», но «в картишки нет братишки», как известно, или «на войне как на войне», если хотите, здесь не до сантиментов. Тем более что в одном из своих интервью, когда еще не было «Динамо» и гегемоном был БГК, вы тоже говорили, что «уверяю, мы держим в поле зрения всех перспективных белорусских гандболистов...»


— БГК всегда выступал за корректное, открытое общение. У нас никогда не было цели скупить всех сильнейших игроков и остаться в чемпионате одним. Поэтому с клубами существовала договоренность: когда вы захотите продать игрока за границу, мы рядом. Команды получали хорошую компенсацию, а игрок — контракт. При этом мы сохраняли перспективных гандболистов на родине. Все проходило по согласию сторон, а не на основании административного ресурса и переговоров за спиной. Мы всегда открыты для нормальных деловых отношений, нас знают давно, мы дружим с руководством и тренерами всех клубов чемпионата, каждый год с 4 по 6 мая в Бресте проводим турнир памяти отца, съезжается весь гандбольный бомонд Беларуси. Есть возможность в неформальной обстановке обсудить насущные проблемы, просто пообщаться. А «Динамо» ведет себя по–другому, некорректно.


— Продолжая разговор на тему отношений «двух хозяек на одной кухне» — БГК и «Динамо», не могу не затронуть такой вопрос. Просто процитирую сейчас одну из последних новостей с официального динамовского сайта, а вы ее, пожалуйста, прокомментируйте. Итак: «В руководстве минского «Динамо» произошли перемены: пост генерального директора покинул российский специалист Герман Скоропупов. Исполняющим обязанности генерального директора назначен бывший директор столичного Дворца спорта Михаил Маевский, при этом он сохранит за собой общественный пост первого заместителя главы Белорусской федерации гандбола».


— Я считаю, что человеку надо определиться: клуб или федерация. Сидеть одновременно на двух стульях не совсем правильно и не совсем корректно. Теперь и история с назначением судейской бригады на поединок во Дворце спорта против «Динамо» приобретает несколько иной оттенок. Пара арбитров была назначена заранее, готовилась и уже находилась на пути в Минск. Вдруг выяснилось, что они «занемогли» и были экстренно заменены на российский дуэт. Причем главный судья соревнований Александр Гречин узнал об этом едва ли не последним! А кто же тогда произвел это назначение? Кстати, Брест никак не представлен в рабочих органах федерации гандбола, на этой кухне обходятся без нас. То, что Маевский остался в БФГ, — это явный перебор. По совести, он должен оттуда уйти.


— А были ли у вас претензии к судейству в том матче с «Динамо»?


— Качество и предвзятое судейство — это на совести самих судей. Наш клуб свое видение ситуации отразил в соответствующих документах, а некоторые моменты были зафиксированы на электронных носителях. Материалы представлены в БФГ. И в будущем мы рассчитываем на то (а нам с «Динамо» в нынешнем сезоне предстоит еще не раз встретиться), что процесс назначения судей станет прозрачным и будет проводиться в присутствии представителей команд и прессы. И еще. Назначение иностранных судей считаю выражением недоверия к национальному судейскому корпусу, у нас в Беларуси есть квалифицированные судьи.


— К «Динамо» уже прочно приклеилась шильда «суперклуб», «базовая команда сборной»... БГК имени Мешкова готов с этим спорить?


— «Прочно приклеилась» вы сказали? А кто–нибудь проверил, насколько прочно? И почему «супер»? Для этого должны быть достижения, репутация. Победы в национальном чемпионате, например, в Лиге чемпионов или в другом европейском Кубке. Суперклуб — это СКА 1980–х годов. БГК им. Мешкова к этому стремится, но мы еще только в начале пути.


— Наблюдая за вашим клубом, хочется сказать вот о чем. Лично у меня сложилось мнение, что в экстремальных ситуациях, в матчах Лиги чемпионов, например, БГК не хватало тренерского мастерства. Не хватало глыбы на скамейке запасных. Владимир Савко, который три раза уходил, а потом приходил вновь, при всем к нему уважении на эту роль не тянет. Был, правда, россиянин Драчев, но у него не получилось...


— Что касается Драчева, то у него возникли серьезные проблемы с сердцем и мы просто не могли допустить, чтобы тренер умер на скамейке запасных, тем более что у него был годовалый ребенок. Мы вынуждены были расстаться с ним. А Савко — это наш осознанный выбор. Клуб создавался как память отца, а Володя его ученик. Мы с Савко даже играли вместе — оба вратари, только я выступал за Брестскую область, а он — за Гродненскую. Для того чтобы стать профессиональным тренером, нужен опыт. А Савко растет вместе с клубом. Но мы всегда ставили и ставим максимальные задачи и от них не отказываемся. Скажу так: в моем телефонном справочнике есть фамилии очень известных тренеров, с которыми я нахожусь в постоянном контакте.


— В продолжение тренерской темы: Юрий Карпук, который готовил команду к Лиге чемпионов, но не сумел пробиться с ней в групповой турнир, клуб покинул...


— Проведенный серьезный анализ показал, что была сорвана предсезонная подготовка, команда оказалась функционально не готова. Отсюда и вылет из Лиги чемпионов, и невыразительная игра в чемпионате. Была допущена серьезная управленческая ошибка — назначение на должность исполняющего обязанности главного тренера Юрия Николаевича Карпука. Ранее специалисты и пресса никогда не обращали внимание на то, что мы проигрывали из–за тактических ошибок тренера. Юрий Николаевич оказался не бойцом и написал заявление об уходе по собственному желанию накануне ответственных еврокубковых игр. Где «проявился» Юрий Николаевич? Правильно, в «Динамо». Чем отрабатывает в новом клубе? Переманивает игроков из своего старого клуба.


— Если не секрет, какими суммами вы готовы оперировать, приглашая к себе игроков, и насколько они сопоставимы с деньгами, которые тратят ведущие команды России, Украины, Германии?


— Наш подход — соотношение цены и качества. Что касается бюджета, то он вполне соизмерим с динамовским. Разница только одна: там государственные средства, а у нас — частные. Но для того чтобы к нам приехали игроки класса Сергея Рутенко, необходимо создать чемпионат европейского уровня. И проблема в том, что его пока нет, а деньги в данном случае второстепенны. Мы готовы платить, но реальность такова, что Рутенко не поедет сегодня играть на чемпионат Беларуси ни за какие деньги.


— Позвольте еще одну цитату. Это ваше интервью, которое вы дали газете «Прессбол» пару лет назад: «Давно пора вернуться к обсуждению темы базового клуба для национальной команды. Мы пытались поднять ее два года назад, когда предлагали возглавить БГК Спартаку Мироновичу. К сожалению, уважаемый тренер приглашение не принял. Мы же готовы были еще тогда сделать Брест базой для подготовки сборной. Есть пример наших друзей из «Чеховских медведей». Там планомерная клубная работа на сборную приносит результат... Без кардинального вмешательства в ситуацию ничего не изменится. Белорусы будут каждый январь играть квалификацию, через раз выходить из нее в плей–офф. И это — все. Если, конечно, не построить сборную на совершенно иных принципах, задействовав совсем другие ресурсы. Повторюсь: мы к этому — го–то–вы. Но надо понимать это так: базовая команда должна быть в Бресте...» Получается, что «Динамо» просто перехватило у вас инициативу?


— Тогда были такие времена, что не то что у сборной — у клубов денег не было. Мы на тот момент обладали определенными ресурсами, которыми готовы были поделиться в интересах сборной. Сейчас ситуация совершенно другая. Владимир Николаевич Коноплев, встав во главе федерации, сумел обеспечить сборную всем необходимым. Появились средства в клубах, повысился интерес к чемпионату, появилась возможность прогресса игроков сборной во внутреннем чемпионате. Поэтому теперь уместен другой лозунг: крепкий чемпионат — крепкая сборная. Россия уже прошла этот путь, пример «Чеховских медведей» не должен остаться для нас чужим. Когда–то этот проект был своевремен, но сейчас «Медведи» выиграли Кубок кубков, не имеют соперников в родном чемпионате, а сборная заняла на первенстве мира 16–е место — небывалый провал! И теперь давайте думать, что нам надо: сильный клуб или сильная сборная?


— Полюбили ли болельщики, публика элитная (назовем ее так — имеются в виду бизнесмены, люди культуры, чиновники) ваш клуб в самом Бресте?


— Клуб стал неотъемлемой частью жизни нашего родного города. Образовалось фан–движение. Знаковые игры клуба собирают аншлаги — более четырех с половиной тысяч зрителей. На матчах часто присутствуют председатель Брестского облисполкома Константин Сумар, его заместители, руководство города. Они оказывают очень серьезную помощь и поддержку, реально отстаивают наши интересы.


— В Бресте вы стали инициатором строительства «памятника рукотворного» — дворца «Виктория», лучшего на сегодня в стране. Дорого ли вам это стало?


— Мы выстроили всю клубную структуру. У нас есть БГК–2, который уже поставляет ребят для основного состава, создан Центр олимпийского резерва, в котором занимается гандболом около 250 детей. А вообще, хочу сказать, что в Брестской области более 900 девочек и мальчиков занимаются гандболом. Что касается дворца, то я им горжусь. Зал у нас высокого европейского уровня.


— Сборная Беларуси, кстати, его тоже оценила по достоинству.


— Но играть со сборной Германии в марте все равно почему–то собираются в Минске. И мне это, откровенно говоря, не совсем понятно. У меня несколько аргументов за Брест. Во–первых, этот зал фартовый для нашей сборной, здесь она завоевала путевку на чемпионат Европы–2008. Во–вторых, «Виктория» отвечает всем требованиям ЕГФ. В–третьих, «сборники» проводят в этом зале до 10 игр за год, он им знаком, а это и называется преимуществом своей площадки, любая другая заберет у нас это преимущество, так как будет одинаково незнакома для обеих команд. И самое главное, в Бресте сегодня — это объективная реальность — самые подготовленные болельщики, которые знают, что такое гандбол, и понимают его. Мы с ними работаем, и болеют они не хуже, чем в Германии. Четыре с половиной тысячи громкой поддержки на протяжении всего поединка — вот вам восьмой игрок на площадке.


— А организационные моменты?


— Имеете в виду перелеты? Опыт БГК в Лиге чемпионов показал, что здесь нет никаких проблем. Варшавский аэропорт рядом — летай по всей Европе.


— Вы по–прежнему работаете в «Газпроме»?


— Да, там же. Вы сейчас у себя в редакции в Минске, а я в Москве, на улице Наметкина, 16.


— Алексей Миллер все также интересуется делами БГК?


— Начало этого года выдалось для нас очень тяжелым, но сейчас стало немного полегче. Алексей Борисович знает, что есть такой клуб — БГК имени Мешкова и оказывает нам поддержку.


— Ну и напоследок хотелось бы услышать ваш прогноз о развитии гандбольной ситуации в Беларуси.


— БГК имени Мешкова выиграет чемпионат и Кубок страны.


— Что ж, интересно будет за этим понаблюдать. Спасибо за беседу.


— Вам спасибо за возможность высказаться.


Гандикап для чемпиона


Гандбольный сезон вышел на финишную прямую


В Кубке страны недавно определились полуфиналисты. Главная неожиданность — отсутствие в числе «великолепной четверки» минского СКА, попавшего в четвертьфинале под динамовский каток. В остальном — без сенсаций. БГК им. Мешкова, «Виктория-Регия», «Машека» и «Динамо» определят, кто станет обладателем трофея. Жеребьевка 1/2 финала состоится 13 февраля.


В чемпионате также определилась топовая четверка, которая поведет борьбу за медали. Состав практически кубковый, с той лишь разницей, что место «Виктории» занял СКА.


На втором этапе в борьбе за медали каждая команда сыграет друг с другом по четыре матча (два дома и два в гостях). И главная интрига здесь — сумеет ли БГК нагнать «Динамо».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter