«Взятки тратил на обучение дочери» — в суде по коррупционному делу с 16 обвиняемыми допрашивают бывшего директора «ИВЦ Минфина» Зданевича

Юрий Зданевич обвиняется в получении взяток в общей сумме более 80 тысяч долларов. Процесс по масштабному делу о даче и получении взяток при поставках в Беларусь телекоммуникационной, компьютерной техники и программного обеспечения ведет судья Верховного Суда Юрий Рутковский. Обвиняемых 16, это руководители банковских и коммерческих учреждений, госорганов. Под стражей находятся 12 человек.


Юрий Зданевич на момент задержания занимал должность директора госпредприятия «Информационно-вычислительный центр Министерства финансов» («ИВЦ Минфина»). Она давала ему широкие полномочия, а вместе с ними и обязательства. Ответственность персональная. Предприятие, говорит Зданевич, в 2018 году отметило 45-летие со дня основания.

В обвинении сказано, что Зданевич в качестве взяток от бизнесменов получил более 80 тысяч долларов. Деньги брал, к примеру, от коммерческого директора предприятия «АМТ-Груп Интернешнл» Михаила Пригары (обвиняемого по делу) — 10 тысяч долларов. Так решался вопрос, касающийся заключения договоров на проектирование объекта МЦОД (многофункционального центра обработки данных), поставку оборудования, строительно-монтажные, пусконаладочные работы и т. д. Принимал руководитель «благодарности» и от общества «ДПА», его директора Сергея Шаркова (обвиняемого по делу), за исполнение договоров о закупке у «ДПА» лицензий на программное обеспечение для предприятия и т. д. Еще един эпизод связан с заключением и обеспечением исполнения договоров на выполнение работ по разработке и оформлению технического проекта и задания объекта «Резервный центр обработки данных» (РЦОД). Субподрядчиком этих работ при содействии Зданевича снова была привлечена фирма «АМТ-Груп Интернешнл». Взамен специалист Минфина получил очередную взятку — 10 тысяч долларов.

Ранее Зданевич говорил, что полностью признает свою вину по всем эпизодам. А их, судя по озвученному в суде, шесть.

— Когда впервые в разговоре с Пригарой зашла речь о взятках? — этот вопрос среди прочих задал обвиняемому прокурор Сергей Гиргель.


— В конце 2014 года, перед самым Новым годом, — стал отвечать фигурант. — Михаил подъехал к моему дому. До этого мы созванивались. Поздравил с наступающим праздником, поблагодарил за совместную работу, хорошие результаты. Тем вечером он также высказал желание отблагодарить меня за сотрудничество… Вот… В виде денежного вознаграждения. Я понимал, что речь о деньгах, о незаконном вознаграждении. Я сказал, что мне надо подумать. До этого я незаконного вознаграждения в жизни не получал.

Следующая встреча состоялась в конце января. Объясняя мотивы своего поступка, обвиняемый рассказал о разводе, о том, что совместные накопления остались у бывшей жены:

— Я оставался с одним чемоданом. К тому же дочь училась в Польше. Я понимал, что одной зарплаты, в том числе на обучение дочери, не хватило бы. Собственно, это и стало одним из мотивов. Я сказал Михаилу, что согласен. Я сел в его машину, он открыл бардачок, там был пакет. Он сказал, что это для меня. Я взял пакет и ушел. Деньги я потратил на обучение дочери.

Произошедшее, говорит Зданевич, вызывало у него внутреннее противоречие. Он прекрасно понимал, что деньги получает за свою должность, за исполнение договоров, контроль за тем, чтобы работа по проекту велась как положено.

Следующие обстоятельства по делу, детали которых теперь выясняли в суде, касались создания резервного центра обработки данных «Белгосстраха». Для этих работ снова была привлечена фирма Михаила Пригары. Договоров, рассказывает Юрий Зданевич, тогда было заключено два, оба подписаны в 2013 году.

Получал ли директор «ИВЦ Минфина» Зданевич взятки по итогам этих сделок? Да, говорит Юрий, он получал от Пригары незаконное денежное вознаграждение:

 - Тогда я уже жил на съемной квартире со своей будущей женой. Михаил позвонил, спросил, где я, что я. Спросил, может ли он подъехать. Я сказал: «Приезжай». Приехал, попили кофе. Когда остались с ним один на один, он передал мне 10 тысяч долларов. Сказал «спасибо за сотрудничество».

- Понимали ли вы, за что деньги? - спросил прокурор.

- Да, понимал. За мои действия, за мою должность… Все незаконно получаемые деньги я тратил на обучение дочери.

(обновляется)

Фото из архива

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter