Первому Герою посвящается...

Музей первого Героя Беларуси Владимира Карвата открылся 28 ноября в Бресте в средней школе № 8, где он учился.

Музей Владимира Карвата открылся в Бресте

Музей первого Героя Беларуси Владимира Карвата открылся 28 ноября в Бресте в средней школе № 8, где он учился.

В экспозиции представлено около 200 экспонатов, которые рассказывают о жизни и подвиге военного летчика. Это документы, фотографии, личные вещи Владимира Карвата.

В центре музея расположен, сделанный в виде пятиконечной звезды, стенд, где представлен макет деревень Арабовщина и Большое Гатище Барановичского района. Ценой собственной жизни Карват не допустил падения самолета на эти населенные пункты.

Как сообщила журналистам руководитель музея Елена Китленко, в 1996 году в школьном музее боевой славы была открыта экспозиция, посвященная Владимиру Карвату.

«Все эти годы мы поддерживаем связь с его родными и сослуживцами. И это позволило собрать те предметы, которые сегодня можно увидеть в музее, в частности костюм Владимира Карвата для высотных полетов, его парадная шинель, летные книги, шлемы, рабочая куртка», — отметила Китленко.

В церемонии открытия музея приняли участие представители местной власти, 61-й истребительной авиабазы, родные Владимира Карвата, жители областного центра.

В этот же день в Бресте к памятнику герою, установленному на бульваре Космонавтов, были возложены цветы.

На снимках: в музее Владимира Карвата; мать Владимира Карвата Агриппина Дмитриевна и его жена Нина Кирилловна на открытии музея.

Фото Руслана Кобяка,

БЕЛТА

В ТЕМУ

Единственный военнослужащий и самый первый в геройском списке – подполковник Владимир Карват

Указом Президента Республики Беларусь впервые звание «Герой Беларуси» было присвоено 21 ноября 1996 года подполковнику авиации Владимиру Карвату (посмертно) – «За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга».

Владимир Николаевич родился 28 ноября 1958 года в Бресте. После окончания СШ № 8 работал слесарем механосборочных работ.

В августе 1977 года Владимир поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков. После его окончания в 1981 году офицер направлен для прохождения дальнейшей службы на Дальний Восток в 301‑й иап 28‑й иад 8‑го корпуса ПВО 11‑й отдельной армии ПВО. В этой части он прошел путь от летчика до заместителя командира полка по летной подготовке.

После развала Советского Союза профессионал принял решение продолжить службу в Беларуси. В августе 1994 года его назначили начальником воздушно-огневой и тактической подготовки 61‑й авиабазы.

За время прохождения службы Владимир Николаевич зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны. За время службы освоил самолеты: Л-29, МиГ-23, Су-27. Общий налет составил 1.226 часов. На его парадном кителе красовался орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и две медали.

В тот роковой день, 23 мая 1996 года, подполковник Карват выполнял учебно-тренировочный полет на самолете Су-27. Полет включал в себя практическую отработку тактических приемов воздушного боя в облаках на малых высотах в сложных метеоусловиях ночью. Это непростое упражнение он выполнял неоднократно…

В 22 часа 44 минуты 31 секунду его истребитель с бортовым номером 29 начал разбег. В 22.52 в кабине самолета загорелось табло, сигнализирующее о падении давления в гидросистеме. В это время Су-27 находился на высоте 900 метров и летел со скоростью 540 км/ч. Как и положено, летчик связался с землей и получил приказ прервать выполнение задания и возвратиться на базу. Через 29 секунд сигнал об отказе в гидросистеме самолета неожиданно пропал, но через несколько мгновений появились сообщения о других отказах. На высоте уже 600 метров при скорости 440 км/ч отказала система управления крылатой машины.

Владимир связался с руководителем полетов и получил команду покинуть самолет. Катапультироваться было несложно, но под крыльями грозного истребителя были видны огни в домах населенных пунктов Арабовщина и Большое Гатище.

Подполковник Карват, спасая жизнь мирно спящих людей, до последнего пытался отвести самолет в сторону. Он, профессиональный военный летчик 1-го класса, настоящий офицер, сделал все, что было в его силах, и даже больше. Однако это больше стоило ему жизни…

В 22.54 самолет упал в километре от населенного пункта. Свидетелями катастрофы стали многие местные жители, которые поспешили к горящим обломкам самолета на помощь летчику. Оперативно прибыли пожарные. Удалось сбить пламя, не допустив возгорания кабины, однако летчика спасти не удалось. Подполковник Карват погиб при падении самолета.

Да, уже потом специалисты разобрались, что это был особый случай. Он до сих пор является нестандартным. Пожар вспыхнул в том месте, где датчиков не предусмотрено. Летчик информации о пожаре не получил.

Сухие официальные строки: «Погиб 23 мая 1996 года при выполнении учебно-тренировочного полета, отведя падающий самолет от населенного пункта». А за ними стоят жизнь и подвиг настоящего человека, гражданина своей страны.

Он не мог поступить иначе.

Указом Президента Республики Беларусь № 484 от 21.11.1996 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, подполковник Владимир Карват удостоен звания «Герой Беларуси» (посмертно).

Приказом министра обороны подполковник Владимир Карват навечно зачислен в списки личного состава 1‑й авиационной эскадрильи. Во время общевойсковой поверки произносится фамилия Героя.

В части, где служил отважный офицер, открыт музей. Ныне во всех уголках нашей страны именем Владимира Карвата названы улицы, переулки, учебные заведения, установлены памятники. В честь офицера названы улицы в Минске, Бресте и деревне Арабовщина, а также его имя носят сквер и бульвар в Барановичах, СШ № 8 Бреста. На месте катастрофы установлен памятный знак, а в центре деревни Арабовщина воздвигнут памятник в честь летчика. Ежегодно в Барановичах проводится международный турнир по боксу памяти Владимира Карвата, в котором принимают участие команды Беларуси, России, Литвы, Украины и Польши.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter