Первая встреча осени

Неделю открывает большой праздник — второй Спас, яблочный...
Неделю открывает большой праздник — второй Спас, яблочный. Его называли еще «днем плодов земного урожая». До этого момента считалось грехом есть яблоки, потому что потом, на том свете, не достанется золотых яблок, растущих на серебряных деревьях. Матери, у которых когда–то умерли дети, старались никогда не нарушать запрета — верили, что иначе их кровинушкам на том свете в этот праздник яблочко не достанется. Вообще, яблоки особо почитались в народе. Яблоня — дерево, имеющее женское начало, — воспринималась как женская и девичья защитница. Именно под ней закапывалось «детское место» при рождении девочки.

В дни Спаса в церковь, кроме меда и яблок, несли освящать груши, сливы (ах, как необыкновенно хороши были наши желтые сливы, на которых от сока просто трескалась кожица, — сладкие, медовые, вот только сегодня такие встречаются все реже и реже), морковь. Груша почитается у нас тоже очень высоко, как и яблоня. Именно на груше в 1470 году появилась чудотворная икона Божией Матери Жировичской. По нашим преданиям, именно с грушевого дерева Богородица сходит на землю. Поэтому рубить его, если оно еще плодоносит, считается большим грехом. И одновременно груша в народных представлениях — прибежище таких мифологических существ, как русалки. Поэтому именно на это дерево забрасывали венки из цветов и трав во время русальной недели. А еще говорили, что в дупле очень старого, корявого, будто измученного артритом ствола груши может прятаться сам черт. Груша часто встречается в заговорах. Груша–плод, что дольше всего провисит на дереве, по поверьям обладает особой силой и способна влиять на «чадородие» женщины, поэтому ее съедали как средство от бесплодия. Грушевый напиток давали для восстановления сил роженице. Раздвоенные ветки, обмазанные тестом и запеченные, увитые мелкими цветами, шли на украшение свадебного каравая.

День еще считался первой встречей осени. В народе говорили, что он дает долгосрочный прогноз на будущее: какой Спас, таким будет и Покров. Сухой, без осадков обещал такую же сухую осень, дождь — жди слякоть до самой зимы, а солнечная и ясная погода предвещала суровую, морозную, но солнечную зиму.

19 августа — Преображение Господне. Второй, яблочный, Спас.

21 августа — Мирон– «ветрогон». Погода на Мирона могла рассказать, каким будет январь следующего года.

22 августа — день апостола Матфея. Самые тяжелые работы в поле, как правило, заканчивались: «Пасля Мацея мужык на полi ўжо не пацее». Что касается погоды, уже приходила легкая осенняя «прахалода».

К «Лаурыну», Лаврентию, 23 августа, нужно спешить на мельницу, «каб змалоць новае збожжа». Причем на центральной Минщине эту работу старались начинать с рассветом — считалось, тогда в дальнейшем придет успех во всех начинаниях как в работе, так и в жизни семейной. Хорошо если этот день окажется спокойным и тихим. Тогда осень с зимой пройдут без погодных сюрпризов. А вот «шумная вода» и дождь обещали такую же непогодь на всю осень.

Затишье в работах распространялось, кроме 25 августа, еще на целых семь дней. На Витебщине это время называли «чарвiвым тыднем». В народе верили, что озимые, посеянные в эту пору, дадут при обмолоте зерно, мука из которого обязательно будет с маленькими жучками, а их очень трудно вывести, или вовсе с червями (отсюда и такое название недели).

Советская Белоруссия №152 (24289). Пятница, 16 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter