Перспективы Венесуэлы

Чего мы можем ожидать от Венесуэлы после смерти Уго Чавеса

Смерть Президента Уго Чавеса нанесла серьезнейший удар по Венесуэле. Трагедия такого масштаба в одной стране может уничтожить все прежние достижения, в другой — послужить толчком для сплочения населения и новых свершений. Чего мы можем ожидать в Венесуэле?

Во-первых, учтем, что социальные и экономические преобразования в Венесуэле осуществлялись Уго Чавесом при поддержке его политической партии — Единой социалистической партии Венесуэлы (ЕСПВ). Это серьезная организация, которая имеет опыт не только парламентской работы, но и участия в президентских кампаниях. ЕСПВ прекрасно организована и не настроена проигрывать после смерти своего лидера. И ее новый глава — Николас Мадуро — полон решимости сохранить все лучшее, чего Венесуэла смогла достичь при Чавесе. На это у него есть и благословение Чавеса.

Во-вторых, необходимо учитывать, что смерть лидера такого масштаба вызвала у миллионов венесуэльцев взрыв патриотизма и должна привести к сплочению в попытке преодолеть неизбежные угрозы дестабилизации.

В-третьих, накопившиеся за десятилетия до прихода Чавеса к власти проблемы и противоречия не могли быть разрешены за относительно короткий период его пребывания у власти. В стране по-прежнему миллионы живут в фавелах, самодельных хибарках на окраинах крупных городов, и связывают возможность обзаведения нормальным жильем только с теми масштабными социальными программами, которые начал реализовывать Уго Чавес. Поэтому на предстоящих выборах они будут голосовать за того кандидата, который сможет гарантировать им продолжение этих программ.

В-четвертых, многолетние усилия Уго Чавеса по разъяснению населению всех тех механизмов эксплуатации, которые использовались в Венесуэле до прихода его к власти местными олигархами и иностранными корпорациями, не пропали даром. Рядовые венесуэльцы теперь намного лучше разбираются в негативных аспектах глобализации, в том числе в выстраивании олигархических структур, извлекающих добавочную стоимость из бедных стран, чем жители любой другой латиноамериканской страны. Поэтому кандидат, который будет оперировать либеральными лозунгами и порицать прежнюю социально-экономическую направленность реформ, рискует быть отождествлен населением с самыми негативными сторонами глобализации.

В-пятых, не стоит забывать о том, что приход к власти проамериканского кандидата не в интересах России и Китая, которые заключили с правительством Чавеса контракты на миллиарды долларов и прекрасно понимают, что Вашингтон не любит конкурентов. Особенно важным аспектом является тот факт, что Венесуэла в данный момент является обладателем крупнейших запасов нефти на планете. Поэтому грядущие президентские выборы в Венесуэле превратятся в серьезную геоэкономическую и геополитическую баталию, связанную как с контролем над важнейшим энергетическим ресурсом — нефтью, так и с политической принадлежностью Венесуэлы к союзу с западными странами или странами, бросающими им вызов. Вся возможная поддержка дружественному кандидату и ЕСПВ Россией и Китаем будет оказана.

В-шестых, необходимо учитывать особенности менталитета Латинской Америки. Личность такого масштаба, как Уго Чавес, оставила глубокий отпечаток в истории, политике и культуре как самой Венесуэлы, так и других стран региона. Латиноамериканцы любят героев и склонны обожествлять их. Уго Чавес на многие десятилетия станет символом Венесуэлы, известностью и популярностью которого по всему миру рядовые венесуэльцы будут гордиться. Предавать его, голосуя за проамериканского кандидата, большинству венесуэльцев будет не с руки.

В-седьмых, основным кандидатом от оппозиции на президентских выборах будет губернатор штата Миранда Энрике Каприлес, тот самый Каприлес, который несколько месяцев назад уже проиграл на выборах. Таким образом, президентские выборы будут проходить не только на политическом уровне, но и на символическом. Их смысл будет ясен: должен ли Каприлес, уже проигравший Уго Чавесу, выиграть у его преемника? Многие избиратели из уважения к памяти Чавеса скажут «нет».

Конечно, не стоит рассматривать ситуацию в Венесуэле и чрезмерно оптимистично. США и их союзники, как внутри страны, так и по всему миру, долго ждали такой возможности для реванша. Важна не только нефть, сам по себе огромный бонус для американских компаний, но и вопрос престижа для американского правительства. С прихода к власти в Венесуэле Уго Чавеса в конце 1990-х и при его немалом содействии в Латинской Америке началось полевение правительств, и многие страны, ранее, безусловно, поддерживавшие США, перешли к самостоятельной политике. Соединенные Штаты, привыкшие к тому, что Латинская Америка является их задним двором, оказались в очень неприятной ситуации. Поэтому для них так важен вопрос реванша — приведения к власти в Венесуэле своего кандидата. На достижение этой цели будут направлены не только миллиарды долларов, но и вся мощь западных СМИ. И борьба будет жесткой.

Несомненный интерес в ее исходе имеет и Беларусь. Белорусско-венесуэльское сотрудничество оказывает позитивное влияние на обе экономики. Можно ожидать, что после прихода к власти кандидата от ЕСПВ ему будут приданы еще более высокие темпы. Утрата лидера такого масштаба, как Уго Чавес, приведет к необходимости новыми и новыми успешными свершениями доказывать жизненность его политики. И Беларусь, как привычный партнер Венесуэлы по модернизации экономики и реализации социальных программ, окажет в этом максимальное содействие.

Сергей КИЗИМА, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter