Перспективы ОДКБ. Председательство Беларуси в организации позволит сделать шаг вперед по совершенствованию сотрудничества в политической и военной сферах.

Беларусь в период председательства в ОДКБ предпринимала и будет предпринимать все необходимые усилия для повышения эффективности функционирования организации. Так Президент Беларуси Александр Лукашенко обозначил задачу страны на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ в Москве, на котором Беларусь приняла председательство в этой организации.

Беларусь в период председательства в ОДКБ предпринимала и будет предпринимать все необходимые усилия для повышения эффективности функционирования организации. Так Президент Беларуси Александр Лукашенко обозначил задачу страны на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ в Москве, на котором Беларусь приняла председательство в этой организации.

На этой же встрече в узком составе был обсужден ряд инициатив и подходов белорусского председательства, нацеленных на укрепление организации. По словам белорусского лидера, их реализация позволит сделать шаг вперед по совершенствованию сотрудничества в политической и военной сферах, по проблематике новых вызовов и угроз. А генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа подчеркнул, что белорусская сторона предлагает заняться прежде всего вопросами миротворческой деятельности в ОДКБ и обеспечения деятельности Коллективных сил оперативного реагирования. Кроме того, Минск намерен уделить внимание более плотной координации политической составляющей организации. Также белорусская сторона предлагает отработать так называемый механизм партнерства, то есть взаимодействия с теми государствами, которые не являются членами ОДКБ. Предлагается также разработать регламент использования подразделений МЧС государств – участников ОДКБ при ликвидации крупных техногенных и природных катастроф.
В целом же, по словам Николая Бордюжи, ОДКБ в нынешнем году ставит перед собой четыре основные задачи. Во-первых, это противодействие политическому и религиозному экстремизму на постсоветском пространстве. Во-вторых, планируется «довести до нормального уровня функционирования» Коллективные силы оперативного реагирования и Коллективные миротворческие силы. Серьезное внимание в нынешнем году планируется уделить проведению масштабных операций в рамках ОДКБ, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, нелегальной миграции, а также противодействие противоправной и экстремистской деятельности в информационной сфере. И, конечно же, в рамках ОДКБ будет и дальше совершенствоваться военное сотрудничество.
Членство в ОДКБ позволяет иметь защиту со стороны государств, с которыми у членов ОДКБ есть цивилизационное родство и прочные исторические, культурные и экономические связи. Практика международных отношений показывает, что такие военные союзы имеют наибольшую ценность для защиты от потенциальной агрессии.
Дефицит безопасности для постсоветских стран не может быть восполнен и со стороны
ОБСЕ. К сожалению, членство в ОБСЕ не является фактором, обеспечивающим безопасность постсоветских стран. Россия убедилась в этом на примере проблем с Чечней в 1990-х годах, когда ее в этой организации фактически убеждали отказаться от части собственной территории. Планы Москвы по созданию системы общеевропейской безопасности, полностью поддерживаемые в Минске, встречают сильное противодействие в ОБСЕ. Не гарантии своей безопасности, а вызовы, к сожалению, получает со стороны ОБСЕ и Республика Беларусь. Военно-политический блок НАТО, на который предпочитает опираться большинство членов ОБСЕ для решения своих проблем, также не может дать постсоветским странам никаких гарантий безопасности в силу восприятия членами этой организации восточнославянских государств как чуждых им.
Важной частью деятельности ОДКБ является сотрудничество с ООН. Как в свое время НАТО заключило соглашение о сотрудничестве с ООН (сентябрь 2008 года), так и ОДКБ заключило с ООН соглашение о сотрудничестве в марте 2010 года. Любопытно, что некоторые западные аналитики очень негативно отнеслись к подписанию декларации о сотрудничестве ОДКБ и ООН. В то же время эта подозрительность не имеет под собой подлинных оснований. Как указано в декларации, сотрудничество ОДКБ с ООН могло бы охватывать такие области, как предотвращение и урегулирование конфликтов, борьба с терроризмом, транснациональная преступность, незаконная торговля оружием и предотвращение чрезвычайных ситуаций и реагирование на них. Если ООН, ограниченная крайне недостаточным годовым бюджетом в два с половиной миллиарда долларов, сочла возможным прибегнуть к помощи НАТО, то и помощь ОДКБ будет для нее не лишней. Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа также отметил, что для ОДКБ вполне возможно сотрудничество и с НАТО, если к таковому будет готова эта организация. Возможно сотрудничество и с другими организациями по безопасности в рамках предлагаемого белорусской стороной института партнерства ОДКБ. В то же время в ближайшие годы можно прогнозировать наиболее плодотворное развитие сотрудничества именно с ООН.
В октябре 2010 года было решено, что ОДКБ, ЕврАзЭС, СНГ и ШОС создадут рабочую группу по взаимодействию.  В результате у ОДКБ появится выход на решение некоторых проблем безопасности членов блока в контексте сотрудничества с Китаем, являющимся одним из основных членов ШОС. Больше возможностей появится и в обеспечении вопросов экономической безопасности за счет взаимодействия с ЕврАзЭС. Расширятся возможности по обеспечению безопасности на постсоветском пространстве за счет постоянного взаимодействия в рамках СНГ. Одним из главных моментов также станет расширение сотрудничества ОДКБ с Украиной, членом СНГ и наблюдателем в ЕврАзЭС.
Указанные в декларации о сотрудничестве ОДКБ и ООН области становятся все более серьезными вызовами для постсоветских государств. Проблемы с урегулированием конфликтов стали очевидны на примере событий в Кыргызстане. Отметим, что 25–28 октября 2010 года впервые на полигоне «Чебаркуль» в рамках учений КСОР ОДКБ отрабатывалось применение оружия нелетального действия, которое может использоваться как раз при урегулировании подобного типа конфликтов, что свидетельствует о серьезном внимании к ним. Именно события в Кыргызстане стали толчком к проведению реформ, зафиксированных на саммите ОДКБ 10 декабря 2010 года. Во время работы саммита были уточнены процедуры оперативного реагирования и полномочий Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), внесены изменения в уставные документы ОДКБ для повышения эффективности в сфере чрезвычайного реагирования и осуществлено расширение полномочий председателя ОДКБ. В подписанном «Положении о порядке реагирования на кризисные ситуации ОДКБ», в частности, описан порядок проведения экстренных консультаций для принятия решений о мерах, направленных на предотвращение или урегулирование кризисной ситуации.
Завершается формирование миротворческих сил ОДКБ (3,5 тысячи военнослужащих и 500 представителей правоохранительных органов). Уже после саммита Россия завершила ратификацию соглашения о КСОР ОДКБ вслед за Беларусью и Казахстаном. Контингент КСОР теперь полностью готов к решению возложенных на него задач. На саммите также были приняты решения по укреплению военно-технического и военно-экономического сотрудничества, которые позволят странам-участницам более эффективно перевооружать свои армии с учетом новых вызовов и угроз.
Терроризм, транснациональная преступность и незаконная торговля оружием также вызывают все большую озабоченность членов организации. Члены организации демонстрируют полное взаимопонимание по этим вопросам. Стоит отметить, что ряд инициатив вносятся странами, для которых уровень угроз в данный момент в этой сфере заведомо ниже, чем для остальных стран ОДКБ. Так, идея создать правовые рамки для формирования базы данных лиц, несущих потенциальную угрозу, была выдвинута Беларусью.
ОДКБ должна стать гарантом полной военной безопасности для входящих в него стран. Организация должна демонстрировать оперативность, эффективность и готовность к поддержке в трудную минуту. Реформы на последнем саммите 2010 года свидетельствуют о готовности стран-участниц идти по этому пути в условиях обострившихся вызовов для национальной безопасности в XXI веке. Тревожные события последних двух месяцев в связи с процессами дестабилизации в Афро-Азиатском регионе лишь подтверждают правильность военной интеграции в рамках ОДКБ как жизненно важной для защиты национальных интересов стран-участниц.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter