Перспективные перемены

Гражданская... безответственность: министр ЖКХ Андрей Шорец рассказал о том, как метод “кнута и пряника” помогает бороться с неплательщиками

Гражданская... безответственность: министр ЖКХ Андрей Шорец рассказал о том, как метод “кнута и пряника” помогает бороться с неплательщиками

Начало...

— Уже начался отопительный сезон. Даже сейчас с учетом отопления население оплачивает всего 24,5 процента от реальной стоимости жилищно-коммунальных услуг. Несмотря на то что сумма в жировке весьма незначительна по сравнению со средней заработной платой по стране, неплательщиков остается достаточно много. Новый Жилищный кодекс предусматривает более серьезные способы борьбы с неплательщиками, вплоть до переселения в жилые помещения меньшей площади. А добросовестных плательщиков в некоторых регионах стараются всячески поощрять. Насколько эффективны такие методы “кнута и пряника”?

— Для повышения уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в январе — сентябре этого года организации жилищно-коммунального хозяйства страны выдали около 250 тысяч письменных предупреждений об отключении коммунальных услуг в случае непогашения долга и приостановили предоставление коммунальных услуг 25,6 тысячи должников.

Жилищный кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу 2 марта текущего года, предоставил новые возможности по взысканию задолженности по оплате ЖКУ, в том числе принудительное выселение собственников квартир при наличии шестимесячной задолженности за жилищно-коммунальные услуги. За девять месяцев этого года по стране оформлено 37,8 тысячи исполнительных надписей нотариусов на сумму 21,6 миллиарда рублей, подано 8 тысяч заявлений в суды на взыскание задолженности на общую сумму 7,1 миллиарда рублей. — Всего было подано 344 исковых заявления на выселение неплательщиков, в другое жилое помещение выселено 50 неплательщиков, а также подано 84 исковых заявления о понуждении собственника к отчуждению жилого помещения.

Во многом обеспечение своевременности расчетов населения за жилищно-коммунальные услуги напрямую зависит от организации работы местных органов власти на уровне области, города, района и каждого населенного пункта. Только индивидуальная работа на местах с каждым постоянным должником по оплате жилищно-коммунальных услуг может дать положительные результаты.

В качестве хорошего примера работы с должниками и стимулирования граждан своевременно оплачивать жилищно-коммунальные услуги можно привести зачастую весьма неординарную и, главное, эффективную работу в Могилеве. С 2006 года в городе проводится конкурс “Самый дисциплинированный плательщик жилищно-коммунальных услуг”, победитель которого, как и водится, получает подарок.

Вовремя оплатившим квитанцию гражданам предоставляется скидка в одном из магазинов Могилева на приобретение бытовой техники и компьютеров. Могилевчане, оплатившие коммунальные счета до 15-го числа, производившие оплату по пластиковым банковским карточкам, путем удержания из заработной платы, оплаты авансовых платежей, принимают участие в ежегодном городском конкурсе на самого дисциплинированного плательщика. Ежегодно около 145 человек становятся победителями. В качестве премиальных на финансово-лицевые счета могилевчан-победителей перечисляются определенные денежные суммы. С 2010 года могилевским предприятием в счетах-извещениях печатается благодарность за своевременную оплату, а также предупреждение об имеющейся задолженности.

— Раз уж мы заговорили об ответственности... В коммунальной сфере от нее зависит многое — не только своевременная оплата услуг, но и порядок ведения домашнего хозяйства. Количество желающих создать товарищества собственников, то есть самостоятельно управлять своим жильем, растет, но достаточно вялыми темпами. Однако с течением времени они видят изъяны выбранной формы и пытаются перевести свои дома на обслуживание государственными ЖЭСами и ЖРЭО. В чем причины такой непопулярности товариществ собственников? Какие меры принимаются для развития этой формы управления?

— Желающих создать товарищество собственников сегодня действительно не так уж много. Создание товарищества собственников подразумевает организацию процессов по управлению общим недвижимым имуществом, а, как правило, желание брать на себя обязанность принимать различные решения, связанные с содержанием общего имущества, у собственников отсутствует. Об этом свидетельствует и тот факт, что товарищества в настоящее время создаются лишь в новостройках, где способ управления определяется, как правило, в период строительства. И здесь дальнейшая работа товарищества и его существование напрямую зависит от его участников. В уже построенном жилфонде, обитатели которого привыкли полагаться на работу ЖЭСов, не создано ни одного товарищества, что также говорит о многом.

Сейчас есть довольно успешные товарищества, где не без участия собственников органами управления выстроена эффективная деятельность по содержанию общего имущества. Есть, конечно, и негативные примеры работы товариществ, где в результате неэффективной деятельности, а иногда и злоупотреблений со стороны правления либо председателя, с собственников помещений собираются дополнительные платежи. В таких случаях участники домовладений, конечно, будут склоняться к государственной форме управления и регулированию.

Сегодня эксплуатацией жилищного фонда товарищества могут заниматься как самостоятельно, так и с привлечением организаций извне, в том числе и организаций государственной формы собственности. Переход на техническое обслуживание в ЖЭС не должен ассоциироваться с ликвидацией или упразднением товарищества собственников, это изменение эксплуатирующей организации.

Поэтому вопрос непопулярности товариществ собственников заключается не в каких-либо изъянах этого способа управления, отсутствии законодательного регулирования, а в первую очередь в отсутствии желания собственника жилья.

— И еще один вопрос о ЖЭСах и ЖРЭО. Чуть больше года назад вы говорили о том, что необходимо повышать качество услуг, предлагаемых этими организациями. Тогда было решено привлечь в эту сферу частников, для того чтобы у государственных служб появился конкурент, который будет оказывать те же услуги качественнее и дешевле. Сейчас же негосударственным организациям запретили управлять жилфондом. С чем это связано и как теперь планируете заинтересовать ЖЭСы в более качественной работе?

— Вопрос повышения качества жилищно-коммунальных услуг по-прежнему актуален. Конкурентов, способных сегодня занять нишу наравне с государственными организациями, к сожалению, пока нет — это показал опыт работы частных организаций в сфере предоставления населению жилищно-коммунальных услуг. Сегодня законодательством не запрещено частным организациям эксплуатировать жилье и предоставлять населению жилищно-коммунальные услуги.

Если говорить об управлении, то здесь вопрос надо ставить по-другому — нужен ли нам опыт соседней России, например. В стране идея управления жилищным фондом негосударственными организациями развивалась немного в ином понимании и основывалась в первую очередь на развитии профессиональных организаций и создания конкуренции в их среде по опыту западных стран. Вместе с тем развития управляющих организаций в их классическом понимании в стране не произошло, в том числе и по причине отсутствия к ним доверия со стороны населения. Управление стало своего рода посредничеством между эксплуатирующими организациями и собственниками в процессе получения последними необходимых услуг.

— Говоря о тенденции “перекладывания” ответственности на кого-то другого, нельзя не упомянуть и о работниках обслуживающих коммунальных организаций... Вот ведь парадокс: когда коммунальные службы занялись сбором мусора в деревнях, им удалось приучить сельчан к порядку. Горожане такой совестливости не проявляют по одной простой причине: есть дворник, задача которого — следить за чистотой. Но это не значит, что дворник не может привлечь к уборке самих жильцов. Получается, работники обслуживающих организаций не используют свои полномочия? Как, на ваш взгляд, можно пробудить в жильцах ответственность за то место, где они живут?

— Следить за чистой и привлекать собственников к уборке мест общего пользования — это не задача дворника как исполнителя. Задача эксплуатирующей организации в целом — обеспечение надлежащего содержания и обслуживания общего имущества совместного домовладения, оказание потребителям качественных жилищно-коммунальных услуг, соответствующих требованиям нормативных актов. Предусмотренные виды работ по техническому обслуживанию и периодичность их выполнения в полной мере позволяют содержать жилищный фонд в надлежащем состоянии.

Гражданам следовало бы бережнее относиться к своему имуществу, находящемуся в общей собственности, — лестничным клеткам, мусоропроводам, лифтовому оборудованию, и, по крайней мере, не портить и не загрязнять его. Ведь чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter