С 1 сентября в России заработал закон «О персональных данных»

Персоны нон–дата

С 1 сентября в России заработал закон «О персональных данных», согласно которому хранить и обрабатывать персональные данные россиян отныне необходимо на серверах, расположенных на территории Российской Федерации. Компании, нарушающие новые требования закона, рискуют попасть в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных, а их сайты по решению суда могут быть заблокированы.



В первую очередь — это решение политическое. Как отмечают обозреватели, после разоблачений Эдварда Сноудена многие государства сильно озаботились тотальной слежкой в интернете и, как следствие, начали строить стены защиты персональных данных, причем за свой счет. Так, в прошлом году около 20 стран потребовали локализовать обработку персональных данных своих граждан. С 1 сентября аналогичный закон коснется и россиян. Сегодня в России работает более 200 коммерческих дата–центров, но в будущем благодаря вступающему в силу закону объем рынка услуг хранения информации вырастет. В пятерку крупнейших дата–центров в России, по данным РБК, входят компании DataLine, Linxdatacenter, Safedata, «Селектел» и DataSpace. Так что закон, обязывающий хранить персональные данные в России, означает и новый передел этого сегмента рынка. Чем–то это напоминает пресловутое импортозамещение в сельском хозяйстве, только вот высокие технологии — это не картошка. В одночасье их не вырастишь.

...О готовности перенести данные российских клиентов на серверы, расположенные на территории страны, уже сообщили представители нескольких крупных компаний, включая Samsung, Lenovo, eBay и ряд других. Однако, по данным газеты «КоммерсантЪ», в среднем только 10% клиентов 20 наиболее крупных провайдеров центров обработки данных (ЦОД) в России на сегодняшний день успели перенести данные своих клиентов.

РБК напоминает, что на минувшей неделе представители крупнейшей в мире социальной сети Facebook провели встречу с руководством Роскомнадзора, после которой несколько источников сообщили, что американская корпорация не собирается переносить в Россию персональные данные местных пользователей. Эти слухи обеспокоили пользователей, которые предположили, что отказ Facebook исполнить новые требования закона может привести к блокировке социальной сети.

Однако пресс–секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский заверил, что до конца 2015 года блокировки Facebook не произойдет. «Чисто законодательно Facebook могут заблокировать в России, как и любой другой сайт. Законодательный инструментарий для этого есть. Вопрос не ставится так, что если они не перенесут хранение данных в Россию, то мы его закроем, и в 2015 году точно не будет поставлен», — заявил Ампелонский.

По оценке управляющего директора IXcellerate Дмитрия Фокина, которую он называл газете «КоммерсантЪ», данные в России сейчас хранят лишь 30% российских операторов персональных данных, остальным 70% игроков придется переносить базы из–за границы.

В ходе анонимного опроса сотрудников интернет–компаний, проведенного в конце июля, стало известно, что чуть более половины (54%) компаний полностью готовы к 1 сентября 2015 года перевести персональные данные своих российских клиентов на серверы, расположенные на территории России. В то же время 27% респондентов сообщили о частичной готовности переносить данные, а оставшиеся 19% были вовсе не готовы переносить данные в Россию.

Но дело даже не в этом. Главный вопрос заключается в том, как меры по защите персональных данных могут стимулировать собственную экономику. Нет сомнения, перенос дата–центров на территорию собственных стран имеет экономический смысл: создаются рабочие места, возникает более прочная связка с национальным рынком. В то же время эксперты подсчитали, что жестко и прямолинейно применяемая локализация данных окажет негативный эффект на любой связанный хоть как–то с интернетом бизнес. И приведет к сокращению ВВП. Так, по данным Европейского центра международной политэкономии, попытки защитить персональные данные станут лишней нагрузкой на экономику для не сильно развитых стран.

Евросоюз тоже регулирует компании, работающие на европейском рынке, и многие крупные компании построили свои дата–центры в европейских странах. Но здесь, как справедливо отмечает российский политолог Георгий Бовт, вопрос о локализации остается вопросом скорее маркетинга и пиара. И процесс происходит не путем грубого нажима — подчинись или мы тебя заблокируем, а путем диалога. Такой диалог имеет смысл лишь в том случае, если интерес интернет–компаний к национальному рынку взаимный.

Иван СТЕБЛОВ.

Советская Белоруссия № 167 (24797). Среда, 2 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter