Персоналка для первоклассника. Какие электронные устройства займут место в ранце рядом с букварем?

Это в прошлом веке человек был кузнецом своего счастья, в информационном обществе он сам себе программист. Поэтому белорусские педагоги и родители спорят уже не о том, нужны ли школярам персональные электронные устройства, а о том, какие именно устройства им нужны. Дискуссии идут вокруг трех «кандидатур» – планшета, ридера (электронной книги, или «читалки») и нетбука.

Это в прошлом веке человек был кузнецом своего счастья, в информационном обществе он сам себе программист. Поэтому белорусские педагоги и родители спорят уже не о том, нужны ли школярам персональные электронные устройства, а о том, какие именно устройства им нужны. Дискуссии идут вокруг трех «кандидатур» – планшета, ридера (электронной книги, или «читалки») и нетбука.

Нетбук, который на недавней пресс-конференции продемонстрировал заместитель директора администрации Парка высоких технологий Александр Мартинкевич, создан корпорацией Intel специально для младших школьников. То есть его без риска испортить можно бросить на парту, случайно облить чаем, попытаться “украсть” (и убедиться, что за пределами учебного заведения устройство не работает) или даже
съехать на пластиковом корпусе с ледяной горки. Можно использовать как планшет для рисования или пользоваться всеми возможностями настроенного на беспроводной интернет персонального компьютера.
ПВТ запускает пилотный проект по созданию новой образовательной среды, где будет использоваться планшет PIPO. Александр Мартинкевич обещает, что учителя пройдут соответствующую подготовку, а результаты проекта получат всестороннюю оценку специалистов.
Инициатива Парка высоких технологий находится в русле планов Министерства образования: с сентября в нескольких белорусских школах начнется эксперимент по внедрению персональных электронных устройств. Школы пока не определены, известно лишь, что они будут различного уровня и расположены в разных регионах страны. Какое именно устройство получат первые участники эксперимента Министерства образования — планшет, ридер или нетбук, — тоже пока неясно.
Не составит ли учителям труда освоить новое электронное устройство?
— Не думаю, что умеющий обращаться с компьютером человек столкнется с трудностями, многие смартфоны, то есть телефоны, по сути уменьшенные планшеты, — заметил участник совета по информатизации Министерства образования Беларуси проректор БГПУ им. М.Танка Юрий Быкадоров. — Я сторонник внедрения технологических новшеств. Кстати, серьезно изучал вопрос, что влияет на зрение. Оказалось, качество экрана, а оно у современной техники почти безукоризненное.
 — В ближайшее время необходимо определиться с выбором устройства, подготовить методические рекомендации для учителей, провести для них специальные занятия, определить число экспериментальных площадок, — ставит задачу первый заместитель министра образования Александр Жук. По его мнению, электронное устройство, хотя и лишено недостатков бумажного учебника, не отменит учебник, ведь образовательный процесс в школе не может быть полным без книги и живого общения.

Сравнивая электронные средства обучения с традиционной книгой, специалисты и родители ставят  планшетам, ридерам и нетбукам больше “плюсов”, чем “минусов”.

Среди преимуществ:

  • возможность обновлять содержание по мере необходимости, а не раз в пять лет
    при переиздании;
  • возможность хранить в памяти устройства все школьные учебники и справочную литературу сразу; решение проблемы тяжелого портфеля;
  • возможность приобщиться к новым технологиям с самого раннего возраста.

Среди недостатков:

  • высокая по сравнению с книгой цена устройства.

Гигиенисты предупреждают также, что влияние учебных планшетов на зрение детей практически не изучено. Ведь восприятие текста на бумажном носителе и электронном существенно отличается: в первом случае буквы рассматриваются в отраженном рассеянном свете, во втором — на светящейся поверхности, поэтому глаза быстрее устают. Российский НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков проводил исследования, которые подтвердили, что учебный материал на экране компьютера или электронного учебника усваивается школьниками медленнее, чем на бумаге. Значит, после такой работы требуется более продолжительный отдых.

В тему

Цена планшетных компьютеров в Беларуси от  200 до 800 долларов за устройство. Время автономной работы планшета от 7 до 10 часов, вес 350—500 граммов. Планшетные устройства проходят сейчас апробацию в некоторых школах Казахстана, сообщает БелТА. Серийный выпуск первых казахских планшетников для школ запланирован на 2011—2012 годы. В планах страны — перейти на цифровой способ получения знаний во всех школах к 2020 году.
Электронные книги в Беларуси стоят от 139 долларов и выше, весят от 250 граммов. Время автономной работы некоторых из них более месяца. Этими устройствами в порядке эксперимента пользуется Украина и несколько школ в Томске и Челябинске (Россия). В интернет выкладываются тексты учебников для скачивания, школьники ходят на занятия с ридерами.
Нетбуки для младших школьников продвигает на рынок компания Intel, цена на них начинается от 445 долларов. Ученические компьютеры уже используются в порядке эксперимента на уроках в нескольких школах России и Украины. Нетбук — самое дорогостоящее из персональных электронных устройств, поэтому в соседних странах внедряется не только за счет родителей, но и при помощи инвесторов и местных бюджетов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter