«Першы Спас — провады лета»

12 августа — день апостола Силы — считался лучшим сроком для посева озимых...
12 августа — день апостола Силы — считался лучшим сроком для посева озимых. Рожь, посеянная в это время, должна уродиться высокой, по–настоящему стойкой и в соответствии с именем апостола сильной, способной противостоять дождям и граду.

14 августа в православной церкви вспоминают происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Праздник берет свое начало от традиции, бытовавшей в Константинополе, — носить крест по улицам для спасения (отвращения) от болезней и эпидемий. Это и день первого Спаса. В Беларуси у него два названия — медовый и маковей. Кроме того, начинается двухнедельный Успенский пост, не столь жесткий, как, например, Великий. Уже в огороде ранняя капуста завилась в кочаны, растут щавель, свекла, из которой можно приготовить наш знаменитый холодник, бордовый, как вино, да еще молодая картошка и укроп — совсем не голодно. Подкармливали в это время и лес с его дарами — грибами–ягодами, и река. Поэтому Спас звали ласково — «Спасаўка–ласаўка».

Именно к первому Спасу пчеловоды получали свой урожай — вкусный и целебный мед. На его сбор одевались по–праздничному, во время работы с дымарем использовали только живой огонь — полученный от трения дерева или из искр кремешка. И вода должна быть непременно освященная в церкви. Каждый пчеловод обязательно угощал свежим медом не только своих родных и соседей, но даже незнакомых людей. А детям, которые наблюдали за его работой, еще и давал с собой. Такое правило соблюдали все, иначе не будут роиться пчелы или рои улетят один за другим. Жадность в этот день может навлечь на пчеловода серьезные беды. В экспедиции я записала такую историю–быль. У одного человека заболел ребенок, и он пошел к соседу за медом. Сосед отказал, сказав: «То не будзе чаго з агурком з’есцi, а пакуль яшчэ новага мёду дачакаешся». И напал после того на его пчел мор. Пришлось идти с извинениями к обиженному соседу: «Ванечка, братачка, даруй... Больш нiколi такога не будзе».

Другое название первого Спаса — маковей. Сейчас мы видим мак только в готовых сдобных булочках и рулетах. Но еще недавно во всех белорусских огородах колыхались красные, розовые, белые и бледно–лиловые маки. Выращивали их и для красоты, но больше для кулинарных целей. Высушенные головки мака позванивали где–нибудь за печкой, и к Рождеству хозяйки выпекали маковые пироги и рулеты, песочное печенье с маком и медом, которое хранилось очень долго и не черствело. Мак перетирали в «макацёры», и затем в эту вкусную пасту обмакивали блинчики, оладьи и вареники. С утра на Спас несли освящать в церковь мед, мак, морковь, всякую зелень, которая росла в огороде.

По первому Спасу загадывали о погоде. Дождь обещал грибную осень, а засуха, конечно же, — пожары. В некоторых регионах проводили крестный ход к святым источникам, а их в Беларуси много. Еще в народе говорили: «Ад першага Спаса — халодныя росы», «Першы Спас — провады лета». В это время самые теплолюбивые птицы, которые прилетают к нам только в мае, стрижи и ласточки, уже собираются в свою дальнюю дорогу на зимовку — аж в Африку.

13 августа — у православных заговенье на Успенский пост.
14 августа — начало Успенского поста. Первый, медовый, Спас.
15 августа — у католиков Успение Девы Марии.

Советская Белоруссия №147 (24284). Пятница, 9 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter