Перпетуум Нобеля

Шведская академия назвала всех «героев года»
Шведская академия назвала всех «героев года»

«Альфред Нобель — жалкое и полуживое существо, которое только из сострадания следовало бы уничтожить в момент его появления на свет», — писал о себе учредитель самой главной премии на планете. Видимо, Альфред Бернхард Нобель был большим любителем парадоксов. Ведь ухитрился же он, несмотря на хилое здоровье, стать богачом и автором 350 патентов на промышленные изобретения. Или сначала изобрести «топор войны» — динамит, а потом щедро жертвовать на нужды австрийских пацифистов. Любимое детище Нобеля унаследовало его неординарный характер. Эта премия требует жертв, замахивается на авторитеты, разжигает страсти... Так кто же в этом году оказался в наградном листе?

Кривая Фелпса

Лауреатом Нобелевской премии по экономике стал профессор Колумбийского университета Эдмунд Фелпс, который объяснил взаимосвязь между инфляцией и безработицей. В конце 1960 годов ученый усомнился в общепризнанной зависимости между инфляцией и безработицей, так называемой кривой Филлипса. Ему удалось доказать, что инфляция зависит не просто от безработицы, но также от ожиданий компаний и сотрудников по поводу повышений цен и зарплат.

— Вклад Фелпса состоит в том, что он показал, как нынешняя политика влияет на достижение будущих целей, — комментирует открытие научный сотрудник центра макроэкономического регулирования Института экономики НАН Ирина Филипченко. — В долгосрочной перспективе невозможно увеличить занятость за счет более высокой инфляции. Ученый также углубил наши знания о балансе между полной занятостью, стабильными ценами и быстрым экономическим ростом, причем все эти факторы, взятые в отдельности, — важные цели разумной экономической политики.

Кредит во имя мира

Нобелевской премии мира в этом году удостоен Мухаммад Юнус — бангладешский экономист, который основал банк «Грамин» (в переводе «Деревенский»), выдающий микрокредиты. Кстати, такой высокой награды впервые удостоен банкир. Свое решение Нобелевский комитет объяснил так: «Мира нельзя достичь до тех пор, пока широкие слои населения не найдут способа выбраться из бедности, микрокредит — один из таких способов». Свой первый микрокредит — двадцать семь долларов — Юнус выдал даме, которая делала мебель из бамбука. Сейчас у банка «Грамин» больше шести с половиной миллионов клиентов, из них 97 процентов — представительницы прекрасного пола. Благодаря денежной помощи многие из них открыли собственное дело. За 30 лет банк выдал беднякам 5 миллиардов долларов. Систему микрокредитования переняли в Азии, Африке и Латинской Америке.

— Опыт банка «Грамин» для Беларуси интересен только с точки зрения науки, — считает начальник управления информации Национального банка Анатолий Дроздов. — У нас уровень жизни несоизмеримо выше, чем в Бангладеш. В нашей стране действуют правила кредитования, принятые во всем цивилизованном мире. И с каждым годом рост потребительского кредитования удваивается. Сейчас более 80 процентов жилья белорусы покупают на заемные средства. В последнее время получили распространение кредиты без залога и поручителей. Но тут надо понимать, что чем легче условия кредитования, тем выше процентная ставка.

Хождение Памуком

Награды по литературе удостоен турецкий писатель Орхан Памук. Нобелевская премия присуждена ему за «обнаружение новых символов столкновения и переплетения культур в ходе поисков меланхолической души его родного города». Орхан Памук — представитель постмодернизма. Его произведения переведены более чем на 40 языков. По утверждению литературных критиков, Памук считается классиком мировой литературы, в его произведениях переплетены размышления о взаимоотношениях Запада и Востока. В Турции присуждение писателю Орхану Памуку Нобелевской премии вызвало противоречивую реакцию. Лидер организации националистов, выдвинувшей против лауреата обвинения в оскорблении нации, заявил, что решение Нобелевского комитета — это позор. По его словам, писатель получил премию не за книги, а за признание геноцида армян. Сам Памук не скрывает своей гражданской позиции в связи с армянским геноцидом и дискриминацией курдов в Турции. В прошлом году турецкое правительство подало на него в суд. Нынешнему лауреату грозило от 6 до 36 месяцев тюремного заключения. Правда, в июле 2006–го писателя оправдали.

Как всегда, литературный «нобель» вызвал споры и полярные суждения. Но понятно, что трудно возразить против таких лауреатов, как Иван Бунин или Иосиф Бродский. Но когда премии вручались авторам, чьи произведения известны только эпатажем либо благодаря исключительно «активной жизненной позиции» автора — то это не восхищало, а вызывало смех... Так недалеко и до дискредитации Нобелевской премии...

Генная цензура

Премию по физиологии и медицине получили американцы Эндрю Файр и Крэйг Мелло за открытие механизма РНК–интерференции, или, иначе, «генной цензуры».

— Механизм РНК–интерференции очень древний, скорее всего, он возник, когда на планете существовали лишь микроорганизмы, — рассказывает ведущий научный сотрудник РНПЦ «Мать и дитя» Константин Моссэ. — Отключая свои собственные гены и приостанавливая процесс синтеза кодируемых ими белков, организмы боролись с вирусами. Исследования в этой области проводились давно, но заслуга американских ученых в том, что они первыми выяснили наиболее эффективный механизм отключения генов. Если искусственно вводить в клетку короткие двухцепочечные фрагменты РНК, то «генная цензура», говоря простым языком, становится более жесткой. Практическая ценность этого открытия неоспорима: метод РНК–интерференции можно использовать для выведения новых сортов растений и, вполне возможно, для борьбы с болезнями, которые вызваны сбоями на генном уровне.

Портрет Вселенной

По физике Нобелевскую премию присудили американцам Джону Мазеру и Джорджу Смуту «за открытие спектра черного тела в реликтовом излучении и анизотропии этого излучения». Реликтовое излучение — это первый свет, вырвавшийся на свободу из горячих объятий остывающей плазмы Большого взрыва, когда ее электроны и протоны стали объединяться в легкие атомы водорода. С тех пор уже более 13 миллиардов лет реликтовое излучение, заполняя все пространство Вселенной, хранит ее портрет в возрасте всего нескольких сотен тысяч лет от роду. Джон Мазер, руководитель эксперимента, который готовился 15 лет, а длился всего несколько минут, на спутнике «COBE» не только измерил нынешнюю температуру реликтового излучения — 2,726 градуса по Кeльвинy, но и доказал, что его спектр описывается обычной «земной» формулой Планка для спектра идеального излучателя — т.н. черного тела. Его коллега Джордж Смут обнаружил отклонения от предсказаний этой формулы, хотя они не превышают сотых долей процента во всем диапазоне частот.

— Но именно благодаря этим сотым долям, — рассказывает главный научный сотрудник Института физики им. Степанова Евгений Толкачев, — люди смогли увидеть случайные черты на лике юной Вселенной — первичные неоднородности ее вещества, из которых впоследствии возникли туманности и галактики, звезды и планеты и, наконец, мы с вами.

Пустите в клетку

Американец Роджер Корнберг получил премию по химии. Он удостоился этой почетной награды, как гласит формулировка Нобелевского комитета, «за исследования молекулярной основы эукариотической транскрипции». Профессор из Стэнфордского университета в Калифорнии, по сути, создал «портрет» фермента, который играет ключевую роль в перезаписи генетической информации.

Как известно, клетки не могут жить без синтеза разных белков. Причем для печени требуются одни белки, а для клеток мозга — другие. Так вот, транскрипция у эукариотов — то есть процесс считывания или копирования генов, кодирующих белки, — должна осуществляться строго специфично, так, чтобы в специализированной клетке образовывались только нужные ей белки. Как раз этот сложнейший процесс и исследовал нобелевский лауреат Корнберг. Вполне возможно, вскоре будет найден способ управления процессом транскрипции, что может стать началом пути к излечению серьезнейших заболеваний человечества.

Компетентно

«Как получить Нобелевскую премию?» — с этим наивным вопросом «СБ» обратилась к директору Института ядерных проблем БГУ, автору двух серьезных фундаментальных открытий Владимиру БАРЫШЕВСКОМУ.

— В современном мире не бывает так: никому не известный гений где–то тихо работает, веря, что его рано или поздно заметят. Ошибка также — думать, будто Нобелевскую премию можно «пробить». Нет, надо учиться, ездить по миру, вести совместные исследования, публиковаться в авторитетных журналах, и не на русском, а на английском языке. И зачастую проходит много времени, прежде чем то или иное открытие оценят по достоинству. Нобелевский лауреат Виталий Гинзбург так и пошутил: «До премии мне надо было дожить». Ждать признания ему пришлось почти полвека...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter