Период с 1921-го по 1939-й для моего родного города стал временем запустения и регресса – историк

Впечатляющее любопытство по отношению к истории родного края проявляет лунинецкая молодежь. Илья Тельпук этим летом в Брестском государственном университете им. А.С. Пушкина защитил дипломную работу, посвященную жизни родного города в период с 1921-го по 1939-й.  


– Эта тема привлекла меня еще до того, как 17 сентября стало государственным праздником. Почему? Так называемый польский период в истории Лунинца оказался белым «пятном» с точки зрения исторической науки. Сведения, которые удалось найти в интернете и доступной литературе, были довольно противоречивыми и неполными. И я решил разобраться в вопросе самостоятельно – отправился в Государственный архив Брестской области, где, по сути, хранится основной массив документов по истории Полесья, – рассказывает молодой человек.  

К каким выводам пришел Илья, внимательно изучив огромный массив материала? В двух словах, польский период для Лунинца стал временем запустения и регресса. Как и вся часть страны он превратился в аграрный придаток и зону культурной экспансии Польши. 

– В городе практически отсутствовала промышленность, а крупный железнодорожный узел не мог работать в полную мощь из-за отсутствия связи с восточной стороной. Польская власть осуществляла репрессии по отношению к местным жителям, имела место дискриминация православного большинства, во второй половине 1930-х усилилось давление на евреев, – говорит молодой историк и приводит пример. – Активный член коммунистического подполья в Лунинце А. Лобачевская вспоминала: «В 1930-е гг. в Польше возник фашизм. Под лозунгом «Польша для поляков!» начались гонения на национальные меньшинства. Белорусов увольняли из всех учреждений». Доказательство этих слов – официальная статистика. На 15 ноября 1932 года в 85 начальных школах Полесского воеводства, куда входил и Лунинец, среди учителей было 187 поляков, восемь украинцев и только один белорус. При этом известен факт, что в 1933 году никто из местных призывников не указал свою национальность как польскую.

Отрадно то, что при всей сложности своего положения лунинчане не сдавались и не хотели забывать о том, кто они есть. В районе действовало коммунистическое подполье. Илье удалось найти информацию о том, что в конце 1930-х польское влияние в регионе сами же поляки оценивали как катастрофическое. Исправить ситуацию они планировали с помощью радикальных мер: введения полного запрета на приобретение любого недвижимого имущества неполяками, исключительного замещения поляками должностей в государственной администрации, самоуправлении, школе, насильственного исключения евреев из ключевых сфер экономики.  

– Сегодня я в полной мере осознаю важность Дня народного единства. Хотя, должен признаться, в нашей семье 17 сентября всегда было памятной датой – память о тяжелой жизни «под поляками» и радость от объединения двух частей страны передавалась из поколения в поколение, – подчеркивает молодой человек. 

Исторические исследования по теме Илья Тельпук планирует продолжать – с этого года он магистрант исторического факультета БГУ. 

Фото: pixabay.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter