Период полураспада

«Оранжевые» переживают политический дефолт
«Оранжевые» переживают политический дефолт

Знакомясь в детстве с акварелью, каждый человек делает для себя маленькое открытие: если обмакнуть кисточку в разные краски, то на бумаге она совершенно, казалось бы, необъяснимым образом оставляет серый след. И только став взрослее, мы узнаем, что таков закон природы. Чересчур яркий собирательный образ «оранжевой» власти закономерно выцвел до серой массы разноцветных украинских политиков. Те, кто еще совсем недавно на майдане держался за руки, теперь в попытке сохранить свой еще смутно узнаваемый в народе индивидуальный окрас разбежались по политическим квартирам и оттуда топят соседей и подбрасывают им мусор под дверь. Скорые парламентские выборы стали катализатором происходящего. Вступившая в силу политреформа — инструментом. Газовый конфликт с Россией — поводом. Не более.

На самом деле все к этому шло давно. Просто политические просчеты, заложенные на начальном этапе революции, были как бы в тени экономических проблем. Слишком уж бросалась в глаза несостоятельность новой власти как хозяйственника: скандалы с приватизацией, повышение цен, торможение ВВП, коррупция и пр. В общем, экономический дефолт был очевиден. Отставка правительства Верховной Радой стала политическим дефолтом «оранжевых». Даже после увольнения кабинета Юлии Тимошенко еще сохранялась возможность, что на выборы майданщики пойдут вместе или хотя бы рядом. Теперь, как считают многие аналитики, даже гипотетически такая возможность исключена.

Технически бомба под новую власть была заложена ею же еще тогда, когда было подписано соглашение о проведении политреформы. Сделано это было с одной лишь целью: собрать под оранжевые знамена как можно больше сочувствующих партий. Согласно реформе в 2006 году многие полномочия переходят от президента к Верховной Раде. В частности, депутаты получают право назначать правительство. Ясно, что никому из тех, кто занял удобные кабинеты в здании на Банковой улице, это не нужно. Также ясно, что те, кому кресел не хватило, мириться с такой ситуацией не хотят. Поэтому вполне прогнозируемо парламент показал только что по закону прорезавшиеся у него зубки. Если исполнительная власть заранее не предвидела этой опасности, то в этом только ее вина.

Другое дело, что газовое отравление, которое так старательно имитируют народные избранники, на самом деле не является истинной причиной летального исхода «оранжевых». Белорусский политолог, старший научный сотрудник Института социально–политических исследований при Администрации Президента Юрий Шушлябин обращает внимание на следующее: «Украина осталась без полноценного правительства. Это ослабляет позиции страны...» Кстати, вчера Виктор Ющенко встречался в Астане с Владимиром Путиным, и президенты выразили удовлетворение газовым компромиссом...

Решение Верховной Рады вызывает недоумение еще и по другой причине. По словам министра юстиции Украины Сергея Головатого, «абсурдность ситуации заключается в том, что ни президент, ни парламент не смогут сформировать нового правительства до выборов новой Рады». Он предложил Ющенко потребовать от парламента отмены этого постановления и обратиться в конституционный суд. Правда, и здесь есть загвоздка. Как рассказал мне украинский политолог, руководитель социологического центра «Украинский барометр» Виктор Небоженко, конституционный суд не может этого сделать, так как фактически находится в нерабочем состоянии. Президент назначил своих представителей, а парламент нет (все из–за тех же опасений, что Ющенко отменит политреформу).

Украинский политолог считает, что обе стороны конфликта оказались в крайне невыгодном положении. «В парламенте не сформировалось полноценное большинство. То, что произошло, — не более чем одноразовая акция. Поэтому депутаты подрывают доверие к себе и наносят удар по Ющенко. В итоге мы имеем отсутствие политической силы, которая несет ответственность за происходящее в стране», — говорит он. В выигрыше, по его мнению, оказалась старая оппозиция: коммунисты, социал–демократы и Партия регионов. Они подыграли новой оппозиции в лице Тимошенко. «Теперь понятно, что эти четыре фракции и будут формировать большинство в новом парламенте, а соответственно, и правительство», — считает Небоженко.

По оценке газеты «Файнэншл таймс», Ющенко стоит перед перспективой «сожительства» с враждебным правительством после предстоящих в марте выборов. А это значит, что в Украине политическая ситуация возвращается на круги своя (когда Кучма отбивал яростные атаки парламента) или даже усугубляется (так как Ющенко атаковать будет не только парламент, но и правительство). И украинские, и белорусские политологи сходятся во мнении, что Украину, к глубокому сожалению, ждет долгоиграющий политический кризис.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter