«Не курорт, но все равно хорошо»: какими радостями живет маленькая белорусская деревушка на болоте

Перезимовали на Бали

Небольшая деревушка с названием Бали мало напоминает знаменитый индонезийский остров. Но возле этого указателя очень любят фотографироваться проезжающие по трассе М-6 автомобилисты. В социальных сетях снимков «отдыхающих» в шортах и шлепанцах — хоть отбавляй. Но откуда появилось в Щучинском районе название — двойник великолепного курорта? И чем живет деревня, в которой осталось только три местных жителя? Корреспондент «Р» отправилась в гости.

В деревушке по документам числятся 7 жителей, но живут там только трое. Летом, правда приезжает много дачников.

Дела стариковские

Мимо Балей проезжал, наверное, каждый. На этот раз в крошечную придорожную деревушку едет довольно представительная делегация: медсестра общей практики Дембровской амбулатории Татьяна Сало, председатель Дембровского сельсовета Михаил Жогло, начальник управления по труду, занятости и социальной защите Щучинского райисполкома Андрей Новицкий. Возле самого яркого домика на деревенской улочке переминается с ноги на ногу худощавый мужчина, с интересом поглядывая на гостей. 

— Проходите, проходите, — резво бросается открывать калитку сельчанин. — Не стесняйтесь. Мама лежит сегодня. Плохо себя чувствует с утра. 

По дороге в дом Геннадий Шиманович, сын хозяйки, рассказывает, что малочисленные жители деревушки давно привыкли к таким неожиданным наездам. А вот новостей особых у него нет. Какие у них могут быть новости? Перезимовали — и ладно. Пришла весна, привели в порядок двор, скоро огород копать. Только вот мама, Мария Гавриловна, с каждым годом слабеет. 

Такой солидной делегации в Балях не было давно. Слева направо: начальник управления по труду, занятости и социальной защите Щучинского райисполкома Андрей НОВИЦКИЙ, помощник врача Татьяна САЛО и председатель сельсовета Михаил ЖОГЛО.

Саму Марию Шиманович мы застаем возле печки. Бабушка с трудом садится на диван. 

— Доброго дня, как ваше самочувствие? — приветствуем хозяйку живописного дома.

— Слаба, — печально отвечает хозяйка. — Адно вока не глядзіць, грыжу абнаружылі, ногі не хочуць слухацца. Добра, сын у хаце. Даглядае. Ужо 5 гадоў. А мне ўжо 81 год. Даюць 400 рублей. Хай прэдседацель скажа. Ён да нас прыязджае. Знае ўсё: і мяне, і сына. 

— А где вы работали? — живо интересуется представитель райисполкома. 

— Даяркай у калхозе. Больше як 15 гадоў прарабіла. Стаж велькі маю. На пенсію пайшла з пцічніка. Няма ўжо яго. 

— Раньше все по-другому было, — примиряюще говорит глава сельсовета. — Кстати, по поводу вашей просьбы. Брикет завтра привезут. 

— Давление измеряете себе? — строго спрашивает медсестра, глядя на пурпурные щеки Марии Гавриловны. 

— Ізмяраю, — согласно кивает пенсионерка. — Апарат маю. Сёння ад даўлення ўжо піла. Ад сэрца выпіла, ад жалудка. 

— Давление повышенное — 190 на 110. Давайте укол сделаю, — предлагает Татьяна Владимировна. — Лозартан пьете? Два раза в день? Нельзя пропускать. 

— А што, трэба два разы піць? 

— У вас щеки красные. 

— Гэта не ад даўлення. Учора на сонцы загар атрымала, — пытается шутить баба Мария. — Сядзела ва дварэ. 

Баба Аня на давление не жалуется, а вот ее соседке Марии пришлось сделать укол.

В проеме дверей небольшой комнаты показывается еще одна пожилая сельчанка в платочке. Улыбается с порога. Сразу понятно, что пришла, завидев несколько машин и целую кучу народа возле дома № 4.

— Суседку прыйшла адведаць, — представляет нам гостью хозяйка. — Чаго стаіш, павесілася? Не разувайся. Прыедзе ўнук на май, вынесе ў двор, і зноў будзе чыста. 

— Как ваши дела, как здоровье? — переключаем внимание еще на одну жительницу Балей. 

— Здароўя няма, а рабіць хочацца, — скромно отвечает Анна Кохнович. — Я тут радзілася, вырасла, замуж пайшла. Тут і памру. Дзеці разышліся ўсе па разных мястах. У Сталбцах, Гродне, Шчучыне. Былі ўсе ў суботу. Жыву ў бацькавай хаце. У 1926 годзе збудавалі. Сям’я наша багатая была. Шмат зямлі мелі. А зараз нікому не трэба. Той вёскі, куды ў школу хадзіла, ужо няма. 

— Очень трудолюбивые эти женщины, — подтверждает Михаил Михайлович. — Огородницы обе. Теплицы на лето ставят.

Запутанная история

Интересуюсь названием «вёсачкі». 

— Як людзі нарадзіліся, так і Балі зрабіліся, — смеется Мария Гавриловна. 

— Вы же рассказывали какую-то историю, — переводит на серьезный разговор Михаил Михайлович.

— Одни говорят, что болота здесь были кругом и люди строили длинные балки — «бали», чтобы по ним пройти, — вспоминает Анна Кохнович. — Другие говорят, что так тут «балявалі» — пили да гуляли. Говорили, что одной рюмки на всю деревню хватало. 

— Думаю, первый вариант наиболее достоверный, — улыбается председатель. — Уже более 30 лет здесь работаю. Были здесь болота. Сам помню. 


Ну вот. Никакой романтики. В исторической справке данные о Балях датируются 1588 годом. В то время некий Тимофей Андреевич Акол продал деревню Тимофею Багушевичу Кохану. Но происхождение названия окутано лишь версиями и легендами. Одна из них гласит о том, что селение Бали, где жили крестьяне, принадлежало знаменитому шляхетскому роду, который любил устраивать грандиозные приемы и рауты. На белорусский манер балы превратились в «бали». 

А согласно научному обоснованию название Бали имеет балтское происхождение и означает «верховое болото». По мнению местных краеведов, название произошло от древнего слова «балий», что значит «знахарь». Давным-давно в деревню приезжали в поисках шептух. Даже Мария Гавриловна немного владеет этими навыками.

 Сфера гостеприимства

— Нам трэба, каб у Балях паставілі ветраўстаноўку, — неожиданно удивляет всех жительница четвертого дома. — А яны збіраюцца ставіць яе дзесьці ў Варонах. Балі ёсць Балі. Тут трэба ставіць. Тут жа і людзi фатаграфуюцца, тут жа будзе i сталоўка. 

— Какая столовая? 

— Калі будуць заязджаць машыны запраўляцца, то будзе і сталовая, — уверенно кивает бабушка. — Запраўку будуць ставіць. Я тэлефанавала аж у Шчучын. Толькі яшчэ не ведаюць дзе. 

Информация, по всей видимости, недостоверная. Но чувствуется, что паре пожилых сельчанок уж очень хочется, чтобы началось вокруг какое-то движение, чтобы кто-то вдохнул жизнь в пустынный тихий пейзаж. 

Местные проблемы

Долгая беседа утомляет хозяйку дома № 4, и она соглашается на укол. И уже через несколько минут приглашает в другую комнату. Для почетных гостей. В просторной гостиной сельского дома на кроватях лежат красивые домотканые ковры и дорожки. В шкафах — стопки одеял ручной работы. Здесь живут внуки во время летних каникул. 

Прямо возле дома Марии ШИМАНОВИЧ дважды в неделю останавливается автолавка.

С фото на стене смотрит круглолицая девушка. Рядом с ней мужчина с целеустремленным взглядом. Казалось бы, пора сотню отсчитывать с обратной стороны. Но нет. И Мария Шиманович, и Анна Кохнович все еще стремятся к созиданию. Об этом говорят заботливо посаженный мини-дендропарк напротив их домов, чистые, ухоженные дворы. 

— В деревне зарегистрировано 7 человек, а фактически проживает трое, — говорит Михаил Михайлович. — На территории сельсовета расположено 39 населенных пунктов. Демография остается сложной. В пяти из 39 населенных пунктов уже никто не проживает. В 16 селах проживает до 10 жителей. Основных деревень всего три, где зарегистрировано более ста человек. В агрогородке Демброво — около 600. В последнее время активно работаем по Указу № 357. Занимаемся наведением порядка на земле. Видим положительную тенденцию в том, что люди возвращаются в родительские дома. Пускай только на лето, но все же.

Жители деревни чаще обращаются по поводу ремонта электропроводки, печей. 

— Подвозим брикет, помогаем обкосить двор. У тех же Шимановичей сгорел сарай. Обратились к нам, попросили, если есть возможность, снять шифер с какого-нибудь заброшенного дома. Мы помогли. 

Двух пожилых балиек волнуют насущные проблемы. Например, как добраться до Демброво, чтобы попасть в амбулаторию. Прямого транспортного сообщения нет. Нужно идти пешком два километра до близлежащей деревни Евлаши. Оттуда ходит транспорт. Активистка Мария Гавриловна добилась, что автолавка приезжает теперь два раза в неделю. Но только вот, по мнению жителей Балей, продукты продают со слишком большой наценкой. Хотелось бы дешевле. 

kondratsieva@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter