Переворот в сознании спасет планету

Хотели бы вы жить в клетке или живом уголке? Могут ли растения чувствовать? Из-за чего растет численность бездомных животных и как решить эту проблему? Как долго живут животные-фотомодели и сколько экзотов погибает по пути к хозяину? Существует ли альтернатива научным экспериментам над братьями нашими меньшими? Насколько этичны аборт и эвтаназия, а также трансплантация органов и генная инженерия? Поисками ответов на эти вопросы занимается одна из самых молодых наук — биоэтика. Бурное развитие научно-технического прогресса вкупе с уверенностью в том, что человек — центр Вселенной, стало причиной многих глобальных экологических проблем, которые представляют для человечества реальную угрозу. Когда природа начала мстить человеку, поневоле пришлось искать новые пути дальнейшего развития. Так возникла биоэтика — наука, рассматривающая нравственные отношения человека и окружающей его среды.

Сотрудничать, а не эксплуатировать
В Беларуси биоэтика начала развиваться не так давно, однако наши ученые уже могут гордиться уникальными разработками в этой сфере. На недавнем семинаре “Экологическая этика в системе высшего образования Республики Беларусь” состоялась презентация двух  совершенно новых пособий по биоэтике — для школьного и внешкольного образования, а также для высших учебных заведений. В основу учебников, аналогов которым нет на территории СНГ, были положены уникальные разработки молодых авторов — активистов творческой группы EcoUni, созданной в МГЭУ
им. А.Д.Сахарова, а также членов рабочей группы по исполнению проекта ЮНЕСКО в МГЭУ им. А.Д.Сахарова “Экологическая этика в системе биоэтического образования” и ученых из России, Украины и Литвы. Информация, которая предлагается школьникам и студентам, может в корне изменить их мировоззрение. Думается, небезынтересной будет предлагаемая новой наукой концепция мира и читателям “Народной газеты”. В чем ее суть?
В истории отношений человека и природы существуют две противоположные нравственно-этические традиции: традиция управления и традиция сотрудничества. Основа традиции управления — антропоцентризм, когда во главу угла ставится полезность природы для человека, а ее собственное благополучие вообще не учитывается. К примеру, вы читаете в газете — “в пределах допустимых норм”. Конечно же допустимых для человека. Для каких-то видов растений и животных эти нормы могут оказаться запредельными. Вспомните названия тем в школьных учебниках по географии и биологии — “Вредные и полезные насекомые”, “Значение леса в народном хозяйстве”, “Биологические ресурсы”... Антропоцентричный тип сознания устойчив, и люди не желают от него отказываться. Альтернативой такому подходу к отношениям с природой стал биоцентризм. Этот взгляд предполагает, что человек — лишь часть природы, поэтому все остальные живые существа — его равноправные моральные партнеры. По мнению специалистов по биоэтике, абсолютное большинство из нас воспитывалось в антропоцентрической культуре, поэтому людям необходимо иметь особую волю, чтобы избавиться от привычки эксплуатировать природу. Ученые сравнивают эту эксплуатацию с рабовладением. Конечно, в одну минуту поменять мировоззрение и перестать воспринимать природу с точки зрения возможности ее использования человеку сложно. И все же некоторые факты, собранные специалистами по биоэтике, заставляют крепко задуматься.
Они слышат и “вскрикивают”
Древние философы считали все объекты живыми, способными думать, чувствовать и переживать. Нынешние ученые постепенно приходят к тому же. Калифорнийский исследователь Рэндоль Фонтес обнаружил движение электрических потенциалов от клетки к клетке, то есть простейшую нервную систему, в растениях. Сэр Чандре Воз при помощи оптического прибора, регистрирующего пульсации, доказал утомляемость растений. Американский исследователь Клив Бакстер подключил к растению детектор лжи и заставил одного человека играть роль мучителя, другого — целителя. Один жег, колол, ломал ветки и рвал листья, другой лечил раны, поливал почву и нашептывал ласковые слова. И растение начало различать людей! Когда в комнату входил “мучитель”, растение выдавало электрический всплеск (“вскрикивало”) и успокаивалось, когда приближался “целитель”, электрическая активность резко снижалась. Более того, даже при одной мысли “поджечь лист” растение давало высокий скачок самописца. “Растения способны улавливать электромагнитные колебания и даже... мысли!” — записал пораженный экспериментатор. Результаты опытов в различных лабораториях подтвердили: растения  обладают мускулами и нервами, видят, слышат и реагируют, страдают от простуд, плохого пищеварения и даже от скуки. Было доказано, что зеленые друзья способны сопереживать человеку, который ухаживает за ними. Растения — живые, уверены представители биоэтического подхода. Они призывают помнить об этом, когда вы ломаете ветку или топчете траву.
Почему фотомодель бывает кусачей
Фотографировались ли вы на пляже с обезьянкой или экзотическим питоном? С точки зрения биоэтики — это символ морального уродства общества, превратившего живое существо в игрушку. На сегодня нелегальный рынок экзотических животных по объему занимает второе место после наркотиков, оставив позади нелегальную торговлю оружием (данные Интерпола). Свой нелегальный товар преступники обычно прячут в закамуфлированные контейнеры, термосы, клетки, двойное дно чемоданов. Перевозят животных большими партиями, мелких животных — по 60—100 особей. Перед полетом им вводят снотворное. В пути и спустя несколько часов после посадки самолета 50—70 процентов животных погибает от недостатка кислорода или переохлаждения. Далее живой товар направляется в грузовые терминалы, температура воздуха в которых в зимнее время опускается ниже 0° С, поэтому нередко погибает почти вся партия. Большую часть экзотов раскупают новые русские, уличные фотографы, коллекционеры и экзотические рестораны.
В последнее время участились случаи, когда животные-фотомодели кусают отдыхающих. В прошлом году за два курортных месяца в Крыму 74 отдыхающих обратились в больницы и поликлиники с травмами, нанесенными экзотическими животными. Такие проявления агрессии у миролюбивых обезьян, попугаев, удавов крымские зоологи объясняют просто: звери сходят с ума от несвободы, ужасных условий содержания, многочасового рабочего дня и побоев. Животные-фотомодели служат не более сезона: быстро теряется их товарный вид, портится характер, развиваются болезни в непривычном климате. Крокодилам заматывают пасть скотчем, чтобы не укусили, удавы безвольно свисают с плеч фотографов в жару и простужаются в холод. Однако отдыхающие все равно фотографируются с изможденными, больными животными. И это равнодушие перенимают дети. По мнению сторонников биоцентрического мировоззрения, только если каждый осознает, что, поддерживая определенную индустрию, он подписывает смертельный приговор невинным жертвам, ситуация изменится.
Правила врача
Рассказать обо всех аспектах биоэтики в одном материале невозможно, однако обязательно хочется затронуть направление, касающееся каждого из нас. Это биомедицинская этика. Зная ее принципы и правила, сформулированные американским философом Т.Бичампом и теологом Дж.Чилдрессом, вы сможете проверить, насколько этичны действия вашего врача. Это принципы “не навреди”, “делай благо”, уважения автономии личности (право на информированное согласие на медицинское вмешательство, на отказ от лечения, на информацию о заболевании и лечении), справедливости (одинаковое отношение ко всем пациентам), правдивости (полная информация о диагнозе, прогнозе, доступных методах лечения и т.д.), конфиденциальности. К примеру, если врач выписал лекарства и на вопрос пациента, что это за средства и не станет ли от них хуже, ответил, что в рецепте все написано и в аптеке поймут, он нарушил правило информированного согласия. Такой врач не уважает право пациента знать и понимать, что происходит с его здоровьем.
В Беларуси первые учебные программы по биоэтике появились в системе высшего образования. Инициатива преподавания этой дисциплины принадлежала медицинским вузам Минска, Гродно, Гомеля, Витебска и Международному государственному экологическому университету имени А.Д. Сахарова. В детских садах и школах Беларуси занятия по биоэтике — явление довольно необычное, и проводятся они либо педагогами по личной инициативе, либо волонтерами. По мнению российских ученых, детей следует прежде всего научить понимать, что все живые существа нуждаются в защите, без разделения на “полезных” и “вредных”. Впрочем, больше гуманности в отношении всего живого на земле не помешает и взрослым.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter