Детские травматологи и ортопеды рассказывают об уникальных методах лечения

Пересчитаем по косточкам

Поскользнуться на арбузной корке, как в легендарном фильме «Бриллиантовая рука», может каждый. Детям в этом особенно «везет»:  сказывается специфика возраста. Поэтому и внимание медицины к этой проблеме особое.  Успехи тоже есть: за пять лет уровень детского травматизма в стране снизился на 3%, инвалидность в результате последствий травм и других внешних причин — на 30%, а смертность  —  на  40%. Корреспондент «Р» побывала в РНПЦ травматологии и ортопедии и узнала, какие новинки используют в лечении детей.

Повреждения позвоночника и нижних конечностей лидируют среди детских ортопедических патологий.
фото alev.biz

Общее дело

Завершается проект международной технической помощи «Профилактика детского травматизма» при финансовой поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). На протяжении пяти лет сотрудники РНПЦ травматологии и ортопедии провели восемь обучающих семинаров по профилактике детского травматизма для врачей со всей страны. Открыто десять  модельных центров во всех регионах для обучения молодых родителей рискам и травмогенным ситуациям в детском возрасте и методам их предупреждения. 

Автогородки для изучения правил дорожного движения и отработки навыков безопасного поведения оборудовали сначала в Минске и Смолевичах, а чуть позже и в Бресте, Гродно, Могилеве, Витебске. Сейчас завершается работа над созданием такого городка в Гомеле. Плюс ко всему МЧС открыло центры безопасности для отработки алгоритма действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в Гомеле, Лиде и Витебске.

Направленность на предотвращение травматизма именно на дорогах объяснима: только за девять месяцев этого года число случаев гибели детей в ДТП выросло на 14%. Вместе с тем в структуре детской смертности от внешних причин лидируют утопления (22,5%), ДТП отстают на самую малость — 22%. Дальше по нисходящей — механические удушения, самоубийства, падения, воздействие электрического тока, огня, дыма и пламени, убийства… 

 К 2021 году снизить детскую смертность от внешних причин планируют на 6%. Также хотят стабилизировать уровень травматизма и ежегодно снижать этот показатель на 2—2,5%.  

Опасные увлечения

Травматизм как явление не ликвидируется полностью никогда — к единогласному мнению приходят специалисты. Летом люди увлекаются катанием на роликах и квадроциклах, ныряют в водоемы и гоняют на авто. Зимой на смену приходят коньки, лыжи, снегоходы и пиротехника.

— У спорта есть свой травматизм, связанный не с сезоном, а с нагрузкой. К сожалению, сегодня профессиональный спорт резко помолодел. Самое главное в нашей работе, я считаю, грамотная профессиональная подготовка специалистов. К счастью, МЧС и дорожно-транспортные службы работают  грамотно и оперативно, тем самым очень помогают медикам, — объясняет важность совместной работы главный внештатный детский ортопед-травматолог Минздрава, ведущий научный сотрудник лаборатории последствий повреждений и заболеваний позвоночника и спинного мозга РНПЦ травматологии и ортопедии Дмитрий Тесаков. — Во всем остальном мы учимся на наших пациентах. Ведь каждый случай — уникален…

Чтобы ускорить работу спецслужб при ЧП, не раз предлагалось разработать программу экстренной помощи для гаджетов. В чем ее суть? Номера экстренных служб предлагалось всем операторам ввести как те же любимые номера. Одно нажатие клавиши — и сигнал услышат. Правда, здесь есть  свои проблемы: надо разрабатывать специальное программное обеспечение. А зачем? Ведь есть навигатор и список адресов всех медучреждений в интернете. Но времени на их поиск может попросту не оказаться. 

В ногу с ноу-хау 

Что касается ортопедо-травматологического профиля заболеваемости, то одной из распространенных патологий у детей являются болезни, в том числе врожденные, и повреждения позвоночника. Также лидируют всевозможные патологии и повреждения нижних конечностей – косолапость, плоскостопие, патологии тазобедренного сустава…

К нашим травматологам и ортопедам приезжают поучиться новым технологическим возможностям специалисты из разных стран. Даже из Германии и Японии. В РНПЦ разработаны целые направления по реконструктивной хирургии, патологиям костной ткани, в том числе опухолям опорно-двигательного аппарата, по лечению врожденных заболеваний грудной клетки. Занимаются и эндопротезированием суставов: тазобедренных, коленных, плечевых, локтевых, голеностопных… 

Уникальная разработка наших медиков в лечении патологий тазобедренного сустава за рубежом получила название «белорусские остеотомии». Смысл их в том, чтобы восстановить физиологическое взаимоотношение элементов тазобедренного сустава. В итоге – человек избавляется от хромоты и других жалоб. 

— Часто рождаются дети с уже разной длиной конечностей. Делаем снимок — а там бедренная кость с одной стороны не развивается. Что делать? Ребенок растет, и по мере роста ему проводят несколько операций. То есть постепенно удлиняют кость, — объясняет заместитель директора по организационно-методической части РНПЦ травматологии и ортопедии Леонид Ломать.  —  Суть в том, что на зону роста кости помещается небольшая титановая пластинка, которая сдерживает ее рост. В итоге — одна кость растет, а рост второй замедляется. Со временем величина уравнивается, и пластинка удаляется. 

В РНПЦ травматологии и ортопедии разрабатываются и скоро будут внедрены технологии 3D-моделирования при планировании операций на позвоночнике. Также врачи  пробуют выращивать и  клетки. Пока что испытания прошли только на коленном суставе. В рамках новой программы Союзного государства начнется выпуск спинальных вертебральных систем для детей.  Так  что новые технологии вылечат и поставят на ноги еще не одно поколение.

veronulas@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter