Переработке нужен госзаказ

НАША республика занимает восьмое место в мире по валовому производству картофеля и первое по его потреблению в расчете на душу населения. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в год среднестатистический белорус съедает 180 килограммов картофеля. На втором месте Кыргызстан, на третьем — Украина.

Если у нас достаточно своей «бульбы», почему крахмал и кисель — импортные?

НАША республика занимает восьмое место в мире по валовому производству картофеля и первое по его потреблению в расчете на душу населения. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в год среднестатистический белорус съедает 180 килограммов картофеля. На втором месте Кыргызстан, на третьем — Украина.

Картофель для белоруса — больше, чем продукт. Это своего рода культовое растение, влияющее на национальный уклад жизни и менталитет. О чем бы ни велись разговоры во время встреч или рождественского застолья, речь непременно зайдет о бульбе, которую выращивает даже начинающий дачник.

Во времена СССР мы железнодорожными составами везли ее в Москву, Ленинград, Среднюю Азию, Молдову, на Кавказ и Дальний Восток. Ежегодно экспортировалось до миллиона тонн продовольственного картофеля и триста тысяч тонн — семенного. Еще два миллиона тонн перерабатывалось на спирт, крахмал и сушеный картофель. Однако с распадом СССР и возникновением барьеров в виде границ и таможен разрушилась плановая система сбыта. Это, по мнению аналитиков, одна из основных причин довольно глубокого спада в картофелеводстве.

Сбыт урожая целиком ложился на колхозы и совхозы, и хозяйства начали отказываться от этой культуры. Зачем выращивать то, что потом трудно продать? Тем более что возделывание картофеля — удовольствие дорогое. По расчетам специалистов, чтобы получить солидный урожай, в гектар требуется вложить в 5 раз больше, чем в пшеничное поле. Правда, и прибыль картошка дает раз в 5 больше, чем зерновые. При хозяйском подходе 30-процентная рентабельность этой культуры гарантирована. Некоторые руководители быстро поняли суть вопроса, и наша национальная культура в последние годы вновь начала возрождаться.

О белорусской картошке разве что не слагают легенды — и вкусна она, и развариста, и чрезвычайно востребована во многих странах, чем по праву можно гордиться. Если бы не один парадокс… При нынешнем, в общем-то неплохом, урожае картофеля, собственные перерабатывающие заводы не загружены — планы по выработке крахмала и картофельного пюре не выполняются. А в торговле все чаще появляются импортные крахмал и концентрированные кисели. Белорусские же переработчики вынуждены простаивать из-за отсутствия сырья.

Еще осенью во время уборки хозяйства слишком увлеклись экспортом благодаря довольно высоким ценам — 1200 белорусских рублей за килограмм. На рынках стоимость значительно увеличивалась. Сдавать на крахмал картофель стало невыгодно: переработчики такие же деньги дать не могли, несмотря на то, что отдельные организации вдвое увеличили закупочную цену. На переработку поступал преимущественно тот картофель, который сельхозпроизводители не продали, — мелкий, битый, с непривлекательным внешним видом. В итоге пострадала целая отрасль.

Концепция национальной безопасности взрослеет вместе с суверенной Беларусью. Первая редакция документа появилась еще в 1995 году, затем в 2001-м. В октябре прошлого года Совет безопасности рассмотрел проект новой концепции, где с учетом изменившихся реалий акцент был сделан на вызовах и угрозах в первую очередь в экономической сфере. Доработанный документ в ноябре 2010 года утвержден Указом главы государства.

По словам председателя концерна «Белгоспищепром» Ивана Данченко, сельхозорганизации республики в прошлом году должны были поставить на переработку 240 тысяч тонн картофеля. Договоры заключены под полную потребность. Однако это задание так и не было выполнено. Соблазнившись выгодными ценами, значительную часть сырья сельхозпредприятия предпочли продать по самым разным адресам, но только не в своих сырьевых зонах.

По данным на 1 декабря 2010 года, запасы крахмала составили 2,5 тысячи тонн, что не дает возможности полностью удовлетворить потребности предприятий республики — хлебозаводов, кондитерских фабрик, общепита. Они будут вынуждены покупать импортный крахмал.

Конечно, сегодня у хозяйств есть семенной картофель и стабилизационный фонд, продукция для обеспечения предприятий общественного питания. Однако сейчас вряд ли кто-нибудь согласится достать его из хранилищ и везти напрямую переработчикам. А ведь еще в прошлом году «Белгоспищепром» предлагал Министерству экономики установить госзаказ на картофель для промышленной переработки. Но это предложение так и не нашло должной поддержки. А нет госзаказа — нет и спроса с руководителей за срыв задания по поставке картофеля на переработку. Так,  может, стоит вернуться к рассмотрению предложения концерна, чтобы исключить такие проблемы в будущем.

По мнению экспертов, в ближайшие годы ставку нужно делать на интеграционные структуры. Уже в этом году предлагается создать на базе крупных картофелеводческих организаций, в которых площадь посадок достигает 300—500 гектаров, более десяти интеграционных структур по производству, хранению, переработке и реализации картофеля и продуктов из него. А это крахмал, заморозки, чипсы, полуфабрикаты в вакуумной упаковке. Организации будут обеспечены картофелехранилищами, оборудованием для приема, сортировки и упаковки картофеля для реализации в свежем виде. Они позволят загрузить производственные мощности качественным сырьем, снизить его расход на единицу продукции, а соответственно, и себестоимость готовой продукции на 25—30 процентов. В единый процесс будут увязаны производство картофеля, его реализация в свежем виде, а также производство различных видов продуктов из него.

Кстати, создание таких интеграционных структур предусмотрено и концепцией Государственной комплексной программы развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства на 2011—2015 годы. С этой целью предстоит реконструировать и технически перевооружить все организации отрасли.

Как считают специалисты концерна «Белгоспищепром», такие меры позволят существенно повысить качество картофеля на продовольственные и технические цели, обеспечить выпуск широкого спектра продуктов из него, сократить отходы при переработке, а также значительно уменьшить импорт. Как подсказывает логика современных событий на продовольственном рынке планеты, экономическая независимость — это основа национальной безопасности. И наша знаменитая бульба здесь далеко не последнее звено!

Александр ШЕВКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter