Перепутали тактику со стратегией?

Одна из оборотных сторон глобализации — непредсказуемость. Производственные и финансовые интересы компаний из разных точек земного шара переплелись в оригинальный и сложный клубок взаимосвязей

Одна из оборотных сторон глобализации — непредсказуемость. Производственные и финансовые интересы компаний из разных точек земного шара переплелись в оригинальный и сложный клубок взаимосвязей. На многие рынки и биржевые котировки влияют тысячи факторов. Немногие аналитические агентства с безупречной репутацией аналитиков-«предсказателей» решатся точно назвать курс доллара, цену барреля нефти или тонны металла в следующем году. В лучшем случае выскажут некоторые предположения с  разными сопутствующими оговорками. Космополиты могут торжествовать: экономически мир почти превратился в единый организм. Неурожай в Австралии резко сказывается на европейском рационе, паника на азиатской бирже мгновенно становится проблемой для финансистов в Нью-Йорке и Лондоне, а американский ипотечный кризис грозит перекроить расстановку сил на всех шести континентах… Как ни парадоксально, но самая эффективная борьба с этой бесконечностью «неожиданностей» — качественная система анализа и планирования. В том числе и на макроэкономическом уровне. 

Анализ, прогноз, планирование — беспрерывный процесс мировой экономики. По-другому не выжить ни крохотному предприятию, ни национальной промышленности. Ставить перед собой цели на ближайшие 10—20 лет — неизбежная необходимость. Естественно, планы со временем корректируются: все наперед учесть нельзя. Но на то и существуют два разных по значению термина: «стратегия» и «тактика». Как ни странно, далеко не все улавливают разницу между этими двумя понятиями. 

Недавно один бойкий журналист попытался сделать сенсацию. Мол, рост ВВП в 2008 году составит 8,8 %, а не 11 %, как записано в прогнозах социально-экономического развития страны. Предполагать-то можно что угодно, благо гласность позволяет. Да и к вечно мрачным видам на будущее «независимых» пессимистов тоже привыкли. Но в статье значилась ссылка на отраслевой институт Министерства экономики. В общем-то, позиция автора понятна: мне можете не верить, но это прогноз ученых. Вот только на дату этого прогноза доморощенный аналитик забыл указать. 

Действительно, при разработке программы социально-экономического развития на текущую пятилетку специалисты НИЭИ Минэкономики планировали, что в 2008 году рост ВВП должен составить 8,8 %. Но эти прогнозы составлялись три года назад. С тех пор много воды утекло. Мировые рынки изменились до неузнаваемости, как и многие другие экономические реалии. Да, первоначально стратегия была одна, но тактику пришлось менять. Поэтому, учитывая все изменения, были просчитаны и спрогнозированы новые социально-экономические показатели на этот год, в которых курс был взят на наращивание производства и динамику ВВП 11 %. Последняя цифра не свалилась с потолка, а стала результатом кропотливого анализа и прогноза. И первый квартал этого года показал реальность достижения такого высокого уровня роста ВВП. 

Ведь планирование — это наука. И одна из самых главных и сложных ее задач — поиск взаимосвязей между различными экономическими показателями и явлениями. Скажем, если доходы населения увеличатся на 10 %, то насколько увеличится розничный товарооборот? И отношения этих двух показателей далеко не прямо пропорциональны. Необходимо учесть еще несколько десятков и сотен явлений. Современное планирование — задача со множеством переменных, которые необходимо трансформировать в хитрую математическую формулу. Различных методов и способов создания макроэкономических моделей достаточно много. Впрочем, каждая страна уникальна, в связи с чем в развитых государствах создаются свои модели. В Беларуси этим вопросом занимается НИЭИ Минэкономики. И небезуспешно. По крайней мере, большинство прогнозов главного экономического ведомства страны сбываются. А это свидетельствует о правильном анализе и методологических подходах. 

А они постоянно совершенствуются. В последнем номере бюллетеня НИЭИ Минэкономики профессор Кравцов как раз и анализировал различные аспекты построения макроэкономических моделей. В том числе упомянул и опыт работы НИЭИ над прогнозными показателями текущей пятилетки. Профессор и не предполагал, что его сугубо теоретическая научная статья станет сенсацией. Ведь именно ее, а точнее, цифру 8,8 % (которая уже является достоянием экономической истории и служит сугубо для научных, а не практических целей) и пошли комментировать на все лады так называемые публицисты. Нет бы развернули дискуссию по теме статьи, выдвинули бы свою версию относительно макроэкономического моделирования. Видимо, силенок не хватило. Ведь вопрос-то серьезный, связан с высшей математикой, сложными формулами… Не знаю, как такие действия называются в подобных «изданиях», а в казино они именуются шулерством. Чем, к сожалению, некоторые коллеги сегодня активно и занимаются. 

Впрочем, беспокоит не столько их моральный облик. За незначительным фактом кроется большая проблема. Любое государство всегда в некотором роде консерватор, «подпитывающийся» свежими идеями из либеральных кругов здравомыслящих людей. К сожалению, большинство отечественных «экономических либералов» таковыми не назовешь. Перспективная идея может возникнуть только в голове мыслителя, который изучает и анализирует факты, а не занимается их интерпретацией. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter