Неизвестные страницы довоенной жизни Хатыни

Перепись жизни

Казалось бы, о логойской деревне Хатынь, сожженной дотла фашистскими карателями и впоследствии ставшей символом всех уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны деревень Беларуси, мы знаем все. Но нет, до сих пор ее история хранит в себе малоизученные эпизоды. И теперь новые архивные документы дополняют наши знания о довоенной жизни хатынцев.  



Первые письменные свидетельства о Хатыни относятся к середине XVI века. И поначалу деревня именовалась Хотынь, позже появилось привычное нам название — Хатынь. Происхождение его достоверно неизвестно. Самая известная версия предполагает, что название поселения произошло от белорусского слова «хата»: первую появившуюся там небольшую хатку называли «хатыня».

Более трех с половиной веков Хатынь принадлежала роду Тышкевичей.  После отмены крепостного права по акту 1864 года о выкупе земли крестьянами в Хатыни числилось всего 7 хозяйств.

Произошедшая в России революция 1917 года поначалу мало отразилась на жизни крестьян Хатыни. Коллективизация в этом регионе началась в 1929 году, но хатынцы только в 1935 году вошли в колхоз, в котором уже состояли соседние деревни Мокрадь, Лавоша и Селище. Центр колхоза располагался в Мокради, а в Хатыни была бригада.

С окончательным утверждением советской власти постепенно менялась жизнь и в деревнях. В декабре 1926‑го по постановлению Совнаркома СССР проводилась  Всесоюзная перепись населения, в том числе и в Беларуси. Полученные сведения заносились в поселенные списки домохозяев и личные листки опроса. Мне долго не удавалось обнаружить данные Всесоюзной переписи по Хатыни. Перед войной деревня относилась к Каменскому сельсовету Плещеницкого района. Но в документах переписи этого района Хатыни не оказалось. Все дело в том, что границы районов периодически менялись. Непродолжительное время, с 1924 по 1927 год, существовал Зембинский район, впоследствии упраздненный и вошедший в Борисовский район. В состав Зембинского района во время переписи и входили Хатынь и деревни, расположенные в восточной части нынешнего Логойского района: Швабы, Лавоша, Морозовка, Юрковичи, Киселевка…


В обнаруженом в Национальном архиве документе по переписи есть список хозяйств Хатыни с фамилиями хозяев, числом душ в семье и некоторыми другими данными.

Вот полный список домохозяев Хатыни того времени:

Рудак Степан Алексеевич, всего душ – 5.

Желобкович Антон Петрович, всего душ —  8.

Иотко Яцек Алексеевич, всего душ — 4.

Тихонович Степан Иванович, всего душ — 7.

Карабан Василий Тимофеевич, всего душ — 10.

Желобкович Иван Клементьевич, всего душ —  9.

Барановский Иосиф Иванович, всего душ — 4.

Каминский Иосиф Иосифович, всего душ —  4.

Желобкович Иосиф Антонович, всего душ — 6.

Климович Антон Максимович, всего душ — 6.

Барановский Григорий Герасимович, всего душ — 8.

Новицкий Роман Васильевич, всего душ — 7.

Федорович Иосиф Сидорович, всего душ — 9.

Каминский Иосиф Андреевич, всего душ —  8.

Рудак Иосиф Иванович, всего душ — 9.

Желобкович Андрей Иванович, всего душ — 5.

Желобкович Степан Петрович, всего душ —  6.

Иотко Казимир Феликсович, всего душ — 7.

Миронович Иосиф Иванович, всего душ —  7.

Миронович Иосиф Иосифович, всего душ — 5.

Федорович Анна Сидоровна, всего душ — 2.

Карабан Константин Устинович, всего душ — 4.

Почти все приведенные в документе фамилии домохозяев повторяются в скорбном списке погибших в Хатыни, утвержденном решением Логойского райисполкома в 1969 году. Исключение составляет Степан Тихонович, семья которого среди погибших не числится. В акте Логойского райисполкома указано, что дом № 7 сгорел без жителей. Вполне вероятно, это был дом семьи Тихоновича.  

Интересна информация о наличии в деревне молотилок. В Хатыни имелись две молотилки: ручная — у Иосифа Рудака и конная – у кузнеца Иосифа Каминского. Каминский был в деревне человеком уважаемым и набожным: всегда утром молился перед иконой. К нему в кузню для ремонта сельскохозяйственного инвентаря приходили жители всех окрестных деревень. Сарай, в котором нацисты сожгли хатынцев, до коллективизации принадлежал также Иосифу Каминскому. В тот день, когда погибла его семья и односельчане, самого кузнеца судьба уберегла.

В приведенном списке хозяев обозначали их национальность. Согласно документу в Хатыни поляками записались Яцек Иотко, Степан Тихонович, Иосиф Каминский и Казимир Иотко. Остальные — белорусы. Жители Хатыни также относились к нескольким религиозным конфессиям, но между собой жили дружно. Греко‑католическая церковь, построенная в деревне и освященная в 1794 году, после упразднения унии в 1839 году стала православной. Перед войной возле кладбища стояла каплица.

До гибели в марте 1943 года у Хатыни была своя долгая летопись: несколько веков здесь строили дома, жили семьи, люди трудились в поле, отмечали праздники, надеялись на лучшее будущее. Война все перевернула, растоптала, уничтожила. Гитлеровские каратели остановили живую историю Хатыни, 26 домов превратили в пепел, сожгли 149 ее жителей, из которых 75 — дети. Но скорбную память о деревне‑мученице убить невозможно.

Александр ПАВЛЮКОВИЧ.  

Минск.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter