В Слуцком районе мастера передают детям азы традиционной культуры

Перенимая почерк мастера...

Особым светом наполнен Квасыничский центр ремесел на Слутчине

В этом году Слуцк официально принял статус культурной столицы Беларуси. Известен он не только подлинными шедеврами — знаменитыми поясами, но и другими художественными промыслами. Меж тем ярким событием осени стал областной праздник народных художественных ремесел «Слуцкие пояса». Мастера из Брестской, Витебской, Гомельской, Могилевской и Минской областей развернули в райцентре масштабную выставку изделий народных умельцев «Суквецце рамёстваў». На научной конференции представили региональные проекты по сохранению и реконструкции традиционного народного костюма, ткачества. Одно из ярких событий праздника — главный конкурс «Белорусская кукла». Среди победителей — мастера и учащиеся Квасыничского центра ремесел ГУК «Слуцкий районный центр народного творчества». С ними корреспонденты «СГ» познакомились накануне профессионального праздника.


Занять призовое место было непросто: в состязании участвовали 103 конкурсанта из 18 районов Минской области. Попробовали свои силы и пятеро школьников, которые занимаются в кружках Квасыничского центра ремесел, — Ксения Занько, Александр Корзун, Ульяна Петрович, Елизавета Хвесько и Дмитрий Чухольский. Взрослая команда мастеров-кукольников центра — народный мастер Республики Беларусь Наталья Баринь, Татьяна Воронова, Наталья Горбацевич, Елена Листопад, Татьяна Листопад и Наталья Матусевич. И их работы оценили по достоинству.

То, что мастерам было чем впечатлить гостей Слуцкого края, понимаешь с первых минут пребывания в центре. Внешне обыкновенное здание изнутри светится: работы мастеров — настоящий фейерверк из сочетания традиции и авторской задумки. Начинаем знакомство с мастерской Татьяны Вороновой. На конкурсе мастер народных художественных ремесел получила диплом I степени в номинации «Лучшая льняная кукла».


— В работе использую и соломку, и лен, — поясняет мастер. — Куклу украшаю вышивкой, особым образом переплетаю. Некоторые изделия декорирую тесьмой.

Создать такую соломенную куклу — дело довольно длительное, причем интересный нюанс: Татьяна Михайловна старается придать ее наряду черты традиционного для этой местности народного костюма.


— Для Слуцка характерны неяркие тона одежды, темная юбка, — отмечает она. — Всегда стремимся сохранить традицию. Специально для праздника подготовили коллекцию национальных костюмов, представленную в рамках конкурса «Погляд у мінулае». Трудились над ними Наталья Баринь, Наталья Матусевич, Татьяна Воронова и Инна Писарик. Кстати, у Натальи Матусевич — диплом третьей степени за лучшую текстильную куклу.

Помимо кукол, Татьяна Воронова также делает разнообразные сувениры из соломки, в том числе с аис­тами — символами Беларуси. Украшают ее мастерскую и цветы из ажурного золотистого материала. Умения охотно перенимают ребята, которые приходят заниматься в кружок «Вясёлка». Среди них и ученица 4-го класса Ксения Занько. Десятилетняя Ксюша получила на конкурсе диплом III степени в номинации «Лучшая соломенная кукла».


— Придумывать наряды, играть нравится любой девочке, — рассказывает Ксения. — Прихожу заниматься и летом, учусь в мастерской уже второй год.

А вот у восьмилетнего Димы Чухольского другой характер. Кажется, мальчуган и минуты не может усидеть на одном месте. Однако, когда надо, легко активность усмиряет: под руководством своей тети, мастера

Татьяны Листопад, он создал глиняную игрушку всего за три часа конкурсного времени. Дуэт отметили дипломом в номинации «Лучший семейный коллектив — участник конкурса». Уже в семь лет Дима также победил в конкурсе в Солигорске, вылепив игрушку-трещотку.


Любопытно, что заниматься лепкой из глины к мастеру приходят не только местные ребята: есть дети даже из Солигорска.

— Маленьких детей приобщаю к лепке через игру, сказочные сюжеты, — рассказывает собеседница. — Первоначально их работы похожи на мои, а с годами у каждого появляется индивидуальный почерк. И даже характер передается в кукле!


По образованию мастер — изготовитель художественных изделий из керамики. С любовью рассказывает о процессе рождения глиняных изделий, которые обжигают в печи при разной температуре. От этого зависит цвет готового продукта. Но до печи приходится несколько недель ждать, пока глина подсохнет. Интересный эффект дает молочение: перед обжигом, к примеру, кружку окунают в молоко. Выгорая при температуре в 400 градусов, оно закупоривает поры в изделии — тогда кувшин или чашка не пропускают жидкость. Иногда для той же цели гончары натирали посуду воском.

Еще один мастер по фамилии Листопад в Квасыничском центре ремесел — Елена Николаевна. Мне объясняют созвучие: коллеги вышли замуж за родных братьев. Ученица Елены Листопад  девятилетняя  Ульяна  Петрович на областном конкурсе за свою куклу получила диплом II степени.


Интересно, что для художественных изделий из сломки не подходит обычный материал, собранный в поле. Мастера сами сеют и жнут серпом жито, очищают его и сушат. Чем длиннее стебель, тем лучше, а спелость нужна молочная. У куклы Ульяны по народной традиции нет лица — так полагалось издавна, чтобы злые люди не могли причинить с помощью игрушки вреда. Если особым образом постукивать по столу, маленькая красавица пускается в пляс.

— Соломка — универсальный природный материал, из него наши предки изготавливали и «пауков», и цветы, — делится мастер. — Сейчас на занятиях создаем сухарницы, конфетницы, другие изделия.


На прощание спрашиваю, что сами мастера считают главным символом своего района. Конечно, на первом месте — слуцкие пояса. Гордятся здесь также знаменитыми историческими личностями — это прежде всего Анастасия Слуцкая и София Слуцкая. На мгновение Татьяна Листопад скрывается в мастерской и ставит передо мной… грушу. Если бы не золотисто-коричневый цвет глиняного изделия, ее легко можно было бы принять за настоящую. И все благодаря творческому переосмыслению мастера.

— Это знаменитая слуцкая «бэ­ра» — сорт груши, о которой ходят легенды, — пояснили мастерицы. — Пик ее известности приходится на вторую половину XIX — начало XX века. Слутчина в это время становится одним из крупных центров промышленного садоводчества, получившего распространение в помещичьих имениях.


Казалось бы, в этих краях я бывала с десяток раз, а об этом не знала. Слуцкая земля и в самом деле особенная: не перестает удивлять новыми открытиями и талантами своих жителей.

ФОТОФАКТ

Интересную интерпретацию слуцкого пояса придумала сотрудница Слуцкого государственного колледжа Инна Писарик, работавшая прежде в Квасыничах. На основе традиционных белорусских поясов она сшила коллекцию верхней одежды, а также креативных сумок. Сейчас она хранится в музее учебного заведения.


yasko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter