Перемелется — мода будет

Феномен белорусского дизайнера
Феномен белорусского дизайнера

Публика, будто сплошь состоящая из гламурных персонажей фильмов Тарантино, реагировала на шоу крайне благосклонно, не подозревая, что творится за кулисами.

В Москве открылась традиционная Неделя моды. Интернет накануне лихорадило не на шутку — как будто сговорившись, московские журналисты наперебой пытались дать оценку нынешнему состоянию российской fashion–индустрии. Оценка, надо сказать, получилась у них весьма нелицеприятная. Дескать, и мечты о мировом рынке для российских кутюрье все еще остаются мечтами, и звезды местные предпочитают все больше заграничные наряды, да и соседи — белорусы то бишь — в последнее время куда лучше и оригинальнее прославленных российских дизайнеров... К слову, звезды белорусского шоу–бизнеса действительно предпочитают родных модельеров. Но есть и более убедительные аргументы в нашу пользу: например, один из крупнейших модных торговых домов — французская «Галерея Лафайетт» — всерьез рассматривает варианты сотрудничества с белорусскими дизайнерами. На днях в берлинской «Галерее Лафайетт» состоялся очередной показ новой белорусской моды от финалистов фестиваля «Мельница моды–2005». Можно сказать, уже с привычным успехом.

Во всяком случае, на восторженные аплодисменты публики герои вечера реагировали как на нечто само собой разумеющееся. Возможно, у них попросту не осталось эмоций — за полчаса до этих аплодисментов девчонки рыдали за кулисами в голос, не успевая переодевать моделей из коллекции в коллекцию: на этот процесс модельерам отпускалось всего полторы минуты! Приняв во внимание возраст «кутюрье» (от 16 и чуть старше), эти слезы можно понять и простить... Впрочем, публика, будто сплошь состоящая из гламурных персонажей фильмов Тарантино, реагировала на шоу крайне благосклонно, не подозревая, что творится за кулисами. Посол Беларуси в ФРГ Владимир Скворцов, присутствовавший на прежних берлинских показах наших дизайнеров (и немало им содействовавший), в этот раз заметил среди гостей массу знакомых лиц — судя по всему, в Германии у белорусской моды появились свои почитатели. Кстати, и цена билета на это дефиле едва ли была рассчитана на празднолюбопытствующих — 140 евро даже в Берлине (тем более в Берлине!) должны подкрепляться уверенностью в качестве зрелища. Тем не менее на нынешнее «Шоу сердец» от «Мельницы моды» продали 400 билетов — вырученные деньги планируется перечислить в немецкий Центр кардиологии на лечение белорусских детей.

Настойчивые мечты в конце концов воплощаются в реальность. Пройдя отбор из сотен претендентов (в принципе, подать заявку на участие в «Мельнице моды» имеет право любой желающий), финалисты могут рассчитывать не только на то, что их имена в одночасье узнает страна и Европа, но еще и на стажировку в ведущих школах моды. «Хотя я не сказала бы, что нас там учат чему–то особенному, — рассуждает Ольга Парфенович, одна из трех сестер, обучавшихся в Международной школе моды Esmod. — Но всяческие комплексы и страх эти стажировки убирают конкретно. У нас ведь многие художники опасаются раскрепоститься, боятся быть непонятыми. А в Европе такого нет...»

У сестер Парфенович — свое, устойчивое имя, сложившаяся репутация и обширная клиентура. Возможно, в скором времени наконец появится и собственное ателье. А у Людмилы Лабковой, составляющей изощренную мозаику из трикотажа, авторская студия уже есть — сейчас она как раз занята ремонтом своего офиса и собирается привлекать к работе над общими проектами младших коллег по «Мельнице моды». Развивать модный бизнес в Беларуси — дело непростое, но вполне реальное, считает Людмила.

В мире моды есть устоявшиеся понятия — «парижский шик», «итальянское качество» и так далее с прилагательными «английский», «нью–йоркский»... Белорусская мода — еще не брэнд. Но непременно им станет, как считает руководитель Центра современного стиля и моды Universum models Саша Варламов, неустанно вращающий крылья своей «Мельницы моды». Лет через пять. Причем заправлять в fashion–индустрии будущего станут отнюдь не мужчины: «Женщины сегодня забирают в свои руки все основные созидательные позиции», — утверждает Варламов. Как знать, но удивляют и восхищают знающую толк в моде Европу действительно в основном наши девчонки. Которых уже в ноябре приглашают в Рим, в следующем году их ждут Вена, Париж... Девчонки, создающие свои шедевры зачастую на стареньких, «полуживых» швейных машинках, умеющие из копеечных тканей сотворить яркое чудо, готовые ради мечты не спать ночами, жертвуя дискотеками и прочими радостями юности. Как, например, студентка технологического колледжа Кристина Дыбзинская, соорудившая свою огненную коллекцию из кожи, доставшейся ей в качестве оплаты почти за полгода работы в салоне меха и кожи.

В ближайшие дни на стажировку в Мюнхен отправится Татьяна Швадронова, чьи модели настолько впечатлили директора берлинской «Галереи Лафайетт» Тьери Прево, что тот счел возможным вывесить их рядом с костюмами от парижских кутюрье. Наряды «от Швадроновой» действительно поражают воображение — обилием необычного декора, ювелирно (простите за избитое слово, но иначе не скажешь!) выполненного вручную. При этом сама Татьяна мечтает работать в промышленности, чтобы как можно больше белорусов достойно одевались.

Хорошо одеться у нас, конечно, любят. Другой вопрос, что массовый вкус пока определяется в основном ассортиментом вещевых рынков... Хотя на национальном ТВ вот–вот начнет выходить в эфир ежемесячная программа с показом коллекций лучших белорусских модельеров. Да и сами дизайнеры после дебюта и признания на «Мельнице моды» (кстати, сегодня этот проект активно поддерживает Министерство образования), поверив в свой талант, уверенно начинают самостоятельное дело. Так что идея Саши Варламова о создании в Минске Дома молодежной моды, пожалуй, довольно перспективна. И словосочетание «белорусская мода» глядишь – и правда, скоро не будет звучать надуманно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter