Штаты расширили список российских компаний и физлиц, подпадающих под персональные и секторальные санкции

Перекрывают газ

На днях Соединенные Штаты расширили список российских компаний и физических лиц, подпадающих под персональные и секторальные санкции. В него вошли как малоизвестные чиновники и региональные руководители третьего эшелона, так и структуры общепризнанных предприятий, корпораций и финансовых учреждений — «Газпрома», Газпромбанка и Банка Москвы. На первый взгляд, внесение новых компаний в санкционный список выглядит рутиной, так как принятые ранее законы подразумевают такую возможность.


О внятной мотивации этого шага его инициаторы так и не озаботились, причины четко не сформулировали. Очевидно, что в нем есть как реальные, так и символические аспекты. Несомненно, что публикация этого списка на сайте минфина США аккурат накануне саммита G20 в китайском Ханчжоу — не только сигнал, что США не намерены идти на уступки, но и попытка вывести российских партнеров из равновесия, поколебать их переговорные позиции.

Второй адресат — граждане США, простые американцы. «Когда переговоры по Сирии заходят в тупик, а в аппарате президента считают, что Вашингтон действует слишком мягко по отношению к Москве, санкции расширяются», — отмечает закономерность первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Так сказать, жесткость для домашнего потребления. Безусловно, и европейцам дают четкий сигнал: думать о смягчении санкций еще не время.

Чем грозит фирмам попадание в этот список? Бросается в глаза, что он достаточно пестрый: присутствуют банки, предприятия реального сектора и оборонки, структуры «Газпрома». Самое интересное, что ни российские оружейники, ни газовый монополист со Штатами напрямую практически не работают. Но американцы всячески стараются ограничить их возможности кредитования, приобретения технологий и оборудования, затрудняя отношения с остальными игроками, прежде всего европейскими.

Если еще остались наивные граждане, которые думают, что единственная сверхдержава таким образом решает проблемы войны и мира, вынуждены их разочаровать: ничего подобного, просто бизнес. Вернее, бизнес-интересы конкретных людей. 

Американские бизнесмены ничем не отличаются от других: они тоже хотят много зарабатывать и не любят конкурентов. Гораздо проще и выгоднее их извести и не ломать голову. Именно это сейчас и происходит.

В конце августа в очередной раз сделана попытка торпедировать «Северный поток-2». Ее предпринял вице-президент США Джон Байден во время визита в Стокгольм. А расширение санкционного списка значительно удорожает любые совместные проекты с «Газпромом» — в том числе и трубопроводные. Ведь их строительство, скорее, вопрос денег и времени, а не технологий. 

Кажется, что мы наблюдаем вытеснение одного игрока с европейского рынка газа, уменьшение его рыночной доли. Американцы особо это и не скрывают: спецпосланник госсекретаря США по международным энергетическим вопросам Амос Хохштайн в интервью EurActiv Slovakia рассказал, что американские компании готовы бесплатно дать европейским странам плавучие установки для приема сжиженного природного газа ради того, чтобы заключить долгосрочные контракты и потеснить «Газпром» на европейском рынке. Предложение заманчивое, от которого трудно отказаться: бесплатные терминалы и привлекательная цена, ниже газпромовской, при условии, что газ будет приобретаться в течение пяти лет. Дьявол, как всегда, в деталях: никто не гарантирует, что цена будет неизменной.

Общая годовая потребность всей Европы составляет около 400 млрд куб. м голубого топлива. Американцы сразу обещают более 100 млрд куб. м. И непрерывный рост объема до 2020 года. Аналитики Fitch уже заявили, что в ближайшие три-четыре года на европейский рынок хлынет рекордный поток СПГ — более 180 млрд куб. м в год. Новые заводы по сжижению возводятся не только в США, но и в Австралии и Катаре.

Добавим сюда иранский газ, который вскоре может прийти на юг континента через турецкие хабы, и, гипотетически, голубое топливо из других стран Каспийского региона. Не будем забывать, что есть газ из Норвегии, есть внутренняя добыча европейских стран. В этом уравнении присутствует и неизвестное — развитие и внедрение энергосберегающих технологий, что дает сокращение потребления газа на континенте с каждым годом.

Как бы ни расценивали ситуацию в «Газпроме», очевидно, что делать бизнес концерну в новых условиях будет непросто. Ведь уже сегодня потенциал добычи газа в разы превышает возможности его реализации. Потому-то придется более гибко вести переговоры, идти на уступки такому крупному покупателю, как наша страна.

Михаил ВАЛЬКОВСКИЙ

valk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter