Перекресток

Заочник за бортомВек живи - век учись.

Заочник за бортом

Век живи - век учись. Следуя этой пословице, одни приобретают мудрость, а другие хотят приобрести вдобавок и квалификацию, точнее, диплом об образовании и довольно часто, что называется, без отрыва от производства. Благо для этого почти в каждом учебном заведении есть заочное отделение.

Что необходимо заочнику для самообразования? Методические пособия, соответствующая производственная база и еще производственные условия. К сожалению, нынешнее трудовое законодательство не подкрепляет эти самые условия. Нет статьи, идентичной 190-й статье Кодекса законов о труде БССР, не действует и постановление Совета Министров СССР 1982 года: "...администрация предприятия обязана создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, оказывать помощь в овладении профессиональными знаниями и навыками, выделять места для производственной практики, предоставлять льготы..." Правда, сохранились некоторые льготы и гарантии для тех, кто обучается по направлению или договору, но количество таких заочников мизерное.

Почти вслепую ведется и сам процесс заочного образования. Не верите? Спросите у любого преподавателя, знает ли он, где и кем работает его студент-заочник, есть ли у него условия для самостоятельного изучения предметов. А ведь раньше все эти данные заносились в классный журнал... В Марьиногорском аграрно-техническом колледже, где я работаю, большая часть учащихся фактически не имеет отношения ни к профилирующему производству, ни к производству вообще - документы о месте работы представляются, как правило, для того, чтобы иметь преимущества при поступлении. Вот и получается, что мы выпускаем специалистов, которые с сельскохозяйственным производством имели знакомство из окна транспортного средства, например.

Для заочников процесс обучения фактически ограничивается сессионным периодом. Но ведь основная учебная нагрузка рассчитана на "межсезонье": выполнение контрольных и курсовых работ, которое предполагает теоретические знания. Но зачем же "зубрить", если объявления типа "сделаю контрольную "на отлично" или "помогу с курсовой" открыто висят чуть ли не на каждом фонарном столбе, появляются даже в печати. Но ведь и преподаватели заочного отделения поощряют упрощение заданий, сворачивая и без того очень скудную учебную работу студентов, стремясь сохранить контингент.

В общем одни делают вид, что учатся, другие - что учат. Но я надеюсь, что мое письмо заденет заинтересованных и ответственных лиц. Просто на фоне всяческих реформ в системе образования заочное обучение неоправданно осталось за бортом.

 

ДОРОФЕЮК Андрей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter