Для удержания мирового господства США стараются контролировать ключевые пути мировой торговли

Перекрестки мировых дорог

Для удержания мирового господства США стараются контролировать ключевые пути мировой торговли либо разрушают их

США в своей политике являются прямыми наследниками Британской империи и унаследовали ключевой посыл: мировое господство достигается не только и не столько за счет необъятных колоний, но благодаря контролю ключевых торговых путей, прежде всего морских. Надо признать, что в мировых океанах у Вашингтона относительно немного равнозначных соперников. Однако морской гегемонии был брошен вызов сухопутной логистикой. Это и проект Китая «Один пояс и один путь», и масштабное строительство Россией и некоторыми другими странами магистральных трубопроводов, которые ощутимо снизили значение водных путей сообщения для энергетики. Альтернативные торговые пути, неподконтрольные англосаксонскому миру, — одно из принципиальных противоречий в современном мире. И война в Украине, стимулирование воинственных воззрений в Прибалтике и Польше, стремительный вывод войск из Афганистана, протесты в Иране — борьба за международные пути сообщения, точнее, их разрушение.

Новые пути

Борьба за мировую логистику и товарооборот достигла апогея и переходит в горячую фазу диверсий и откровенного терроризма.
До поры до времени Штаты были ключевым бенефициаром глобальной экономики, причем, как ни парадоксально, подавляющее большинство государств это поддерживали. Но сегодня наблюдаем начало перезагрузки глобализма. И автором «обнуления» однозначно являются «мыслители» за Атлантикой.

Да, американцы еще десятилетие назад контролировали международную банковскую и финансовую системы. Но торговые пути стали выходить из-под их контроля. В энергетике все большее значение играет трубопроводный транспорт: самый дешевый и намного более надежный, чем поставки танкерами, которые зависят от множества случайностей, которыми изобилуют морские пути.
Китай совместно с партнерами на Евразийском континенте активно развивает Шелковый путь в новом формате. И объем контейнерных поставок по железной дороге из Китая в Европу в последние годы увеличивался в геометрической прогрессии. Сухопутный путь с Востока на Запад и обратно уверенно и неумолимо стал конкурентом морским перевозкам.
Россия активно принялась за освоение северного морского пути, который практически полностью проходит в ее территориальных водах и открывает выход на тихоокеанские просторы, предоставляя доступ к азиатским портам. Этот маршрут короче по сравнению с путем через Балтику, Средиземноморье, Суэцкий канал и воды Индийского океана. Кроме того, минимизированы разные форс-мажоры, они могут случаться в «узких» местах южного маршрута — Гибралтаре (его контролирует Британия), Суэце, Малаккском проливе, который славится резкими всплесками пиратских нападений.

Что ускользает из американских рук

Что касается США, то шесть флотов позволяли Вашингтону вмешиваться в разные истории по всей планете и контролировать морские торговые пути. Но это преимущество начинает ускользать из американских рук.
Отсюда и повышенный интерес Вашингтона к судьбе и Украины, и Беларуси. Через нас проходят два транспортных коридора — Запад — Восток, Север — Юг. Сегодня они надежно закупорены.
Майдан и конфликт в Донбассе на время вычеркнули Киев как звено в Шелковом пути. Подогреваемая из-за океана агрессивная политика Литвы и Польши серьезно повредила логистике между Азией и Европой.

Активная рестрикционная политика против Беларуси тоже разрывает транспортные цепочки. А что такое разрыв логистики, ярко продемонстрировала пандемия. И этот метод, судя по всему, взяла на вооружение Америка.

К слову, сегодня львиную долю мировой инфляции дает именно рост логистических издержек.

Американские санкции создают не тотальные, но весьма существенные сложности для морского транспорта, через ограничения, например, по страхованию грузов. Плюс сегодня движение танкеров и контейнеровозов можно надежно контролировать. А вот какие объемы энергоносителей проходят по трубе, известно доподлинно только поставщику и покупателю. Особенно если магистраль проложена напрямую, мимо стран-транзитеров. По этой причине так раздражал англосаксонский мир «Северный поток». И первый, и второй.
Потери Польши и Украины навряд ли волновали прагматичных американских стратегов, однако контроль над значительной долей потока энергетических грузов из России в Европу терялся. Видимо, по этой причине и прогремели взрывы в Балтийском море. Если нельзя контролировать, надо разрушить.
Были попытки террористических атак и на Турецкий поток. Правда, неудачные. Потом произошла утечка на нефтепроводе «Дружба». В другое время можно было бы подумать — случайность. Все-таки, увы, техногенные аварии периодически случаются. Но причины прорыва трубы так и остались туманны…

Энергетическая подоплека

Протесты в Иране тоже могут иметь под собой энергетическую подоплеку. Летом Москва, Стамбул и Тегеран заключили соглашение в энергетической сфере. На горизонте замаячил мощный триумвират. И внутренние политические проблемы способны как минимум снизить темпы сотрудничества по этому направлению.
Взаимоотношения с Саудовской Аравией — отдельная тема. Просьбу нарастить добычу Эр-Рияд проигнорировал, несмотря на личное посещение Байдена. Наоборот, в рамках ОПЕК+ Саудовская Аравия согласилась снизить предложение на мировом рынке. Вашингтон уже заявил, что в отместку он демонтирует свои системы, которые обеспечивали безопасность на Аравийском полуострове. Уйдут из региона американцы или нет, но вполне возможно, что своей риторикой они дали сигнал — будут сквозь пальцы смотреть на угрозы в этом регионе.

А на Ближнем Востоке их хватает. Один полыхающий в гражданской войне Йемен чего стоит. Хуситы уже запускали беспилотник по нефтяной инфраструктуре Саудовской Аравии. Не стоит забывать и о давних противоречиях арабского мира с Ираном, ведь между Саудовской Аравией и Ираном лежит Ормузский пролив, соединяющий Персидский залив с Мировым океаном.
Через него проходит более 30 процентов мировых нефти и газа. Если закупорить горлышко у этой бутылки, энергетический кризис миру обеспечен.
Как и огромные проблемы Эр-Рияду, доходы которого зависят от углеводородов. А мало ли что может случиться в узком проливе. Серьезной аварии одного танкера хватит, чтобы надолго парализовать эту магистраль…

Да, со времен Макиавелли ничего не изменилось. Чтобы властвовать, надо разделять. Увы, пока это у Белого дома получается. С другой стороны, мир большой и новые логистические цепочки, лежащие вне (и напрямую, и косвенно) досягаемости англосаксонского мира, выстроятся. И более надежные, так как не будут нести рисков воздействия внешних игроков.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter