Переключая каналы

Главные события выходных глазами обозревателей «СБ» Сергея Канашица и Сергея Гордиенко
Главные события выходных глазами обозревателей «СБ» Сергея Канашица и Сергея Гордиенко

Гордиенко: Хуже всего жить, когда не знаешь, чего хочешь от этой самой жизни. В воскресенье, вот, не знал, что смотреть. То ли телетрансляцию хоккея из Москвы, то ли «живой» футбол в Минске. В конце концов решил использовать по прямому предназначению видеомагнитофон и отправился на стадион.

Канашиц: Думаю, таких сомневающихся было не слишком много. Я, например, к их числу не принадлежу: всегда выбираю то, что повкуснее. В воскресном «меню» значилось «постное» — футбол и «острое» — решающий для нас матч со Словакией. И скажу тебе — нисколько не пожалел о своем выборе: эмоций на хоккейной площадке было не в пример больше, чем на минских стадионах, где команды не то в футбол играли, не то канат перетягивали.

Г.: Я вообще не понял, во что играло МТЗ–РИПО. Один из лидеров сезона весь второй тайм матча с «Нафтаном» почти не переходил середину поля, а в обороне уповал разве что на нефартовость соперника да крепкие кости своих гренадеров–защитников. Победа в этой игре для хозяев сродни сенсационному выигрышу в рулетку: выигранные премиальные должны жечь карман, словно полукриминальные нетрудовые доходы, а лица их получателей, если у них есть хоть капля совести, должны окраситься в цвет клубных и, что в этом ряду самое важное, красных маек.

К.: Надо отдать должное Андрею Зыгмантовичу — он не делает хорошую мину при плохой игре, а называет вещи своими именами. Если перефразировать его послематчевый спич, то получится приблизительно такая фраза: «Это было черт–те что, а не футбол!» А что до цвета маек, то ему традиционно придают большое значение. И сами спортсмены, и болельщики. Недавно стало известно, например, что финал Лиги чемпионов «Милан» проведет в белом. И все просто в восторге, так как, играя в белом, первый финал на стадионе «Уэмбли» в 1963 году «Милан» выиграл, а последний в 2005–м на «Ататюрке» — проиграл. Теперь все рассчитывают, что перевес будет в пользу победы.

Хоккеисты в воскресенье играли в... красном. Эти майки, наверное, можно назвать несчастливыми для нашей команды, но стыдно за ребят не было — это уж точно. Вообще, очень печально, что все так закончилось. Показалось, что сборную Словакии в нынешнем ее состоянии можно и нужно было обыгрывать.

Г.: Если бы все наши парни играли, как Олег Антоненко (вот уж где самый что ни на есть последний из могикан!), то, безусловно, сборная могла рассчитывать на конечный успех. А так у нас был один Антоненко, а у словаков как минимум пять — и все из НХЛ. На показательной тренировке в Кошице, где белорусы одержали победу, у словаков не было ни Габорика, ни Шатана, ни Госсы, ни Демитры, ни Хары, а в Москве эти хоккеисты, по сути, и сделали результат. Нам, конечно, обидно, но очевидно, что ставка на энтузиазм и волю к победе пока еще уступает ставке на мастерство. Вспоминая прошлогоднюю феерию в Риге, легко сделать вывод, что нашей сборной прежде всего не хватило исполнителей уровня Грабовского, Костицына, Салея, Чуприса. Без них от игры команды осталось какое–то отрывочное впечатление.

К.: А как же известное «порядок бьет класс?» Мне кажется, что именно порядок должен обеспечивать для нас на данном этапе результат. Порядок и вера в свои силы, замешанные на патриотизме, — вот рецепт Хэнлона. Лучше пока никто ничего не придумал. А Фрэйзер просто не понял на первых порах, куда попал: шесть побед в товарищеских матчах сыграли с ним злую шутку, он решил, что уровень исполнительского мастерства у его подопечных сравним с чехами, американцами и иже с ними. Пример, возможно, и не совсем корректный, но все же, мне кажется, вполне уместный. Борисовский БАТЭ обладает нынче далеко не самым звучным составом. К тому же борисовчане потеряли в межсезонье Молоша, Кобеца, Лебедева, Багу... Слег в больницу главный тренер Игорь Криушенко, а команда победила во всех восьми играх сезона, включая кубковые! В команде создан именно тот «семейный институт», о котором говорил и говорит Хэнлон, это своего рода клон идеальной команды, чудо–тыква, выращенная на борисовском суглинке Анатолием Капским. И уже только за это он достоин если не памятника, то уж почетной грамоты — как пить дать!

Г.: Чем больше я размышляю об итогах выступления наших хоккеистов в Москве, тем все больше и больше склоняюсь к выводу, что все решил первый матч. 2:8 — высочайшая несправедливость! Уверен в том, что мы не только хотели, но и могли выиграть у чехов. Просто боги зачем–то решили отвернуться от белорусов. Дальнейшими играми на чемпионате наши парни доказали, что умеют играть в настоящий, хотя и не бесспорный, хоккей. Ну а чехи? Первое впечатление о неприступной горе вылилось в то, что гора родила мышь. На втором этапе крепко насолившие белорусам чехи проиграли все три матча и только благодаря тому, что канадцы забросили решающую шайбу не в основное время, а в овертайме, вползли в четвертьфинал.

Весь парадокс в том, что в случае поражения от канадцев в основное время чехи должны были бы вчера молиться на белорусов, а теперь именно они вновь задали неразрешимую задачу своим будущим соперникам. В четвертьфинале им предстоит играть с сильнейшим в паре Россия — Швеция. Неужели кто–то из них хотел победить во вчерашней вечерней встрече?

К.: О том, что Чехия «сливает» на втором этапе умышленно, именно для того, чтобы в четвертьфинале попасть на россиян, говорят уже давно. Исторически сложилось, что именно против чехов россияне (а раньше — сборная СССР) играют неудачно. Если это так (во что лично я не верю), то ход этот явно опрометчивый. Вячеслав Быков был в составе сборной России в 1993–м, когда она в последний раз выиграла мировое «золото». Сейчас он главный тренер и, кажется, сумел создать в коллективе «тихоновскую», чемпионскую обстановку, но с демократическим уклоном. Оно вроде бы Овечкину, Малкину, Ковальчуку ничего не запрещается, но пример Семина, который был с позором выдворен из команды за опоздание на сбор, — у всех перед глазами.

Г.: Я тебе скажу так: как нет в мировом хоккее более противоречивой команды, чем сборная России, так и в нашем футболе не найдешь ничего более загадочного, чем брестское «Динамо». Когда несколько лет назад из этой команды в очередной раз убирали Владимира Геворкяна, брестский журналист Василий Сарычев посвятил ему очерк, в котором нашлось место таким словам: «Он рано научился в жизни не пасовать и брать ответственность на себя. В игру Володя влюбился до фанатизма, который и сберег его от влияния улицы. Так страстно увлекаются футболом многие мальчишки, но со временем это проходит, для немногих одаренных футбол становится профессией, другие перегорают, находят себя в чем–то более серьезном и, как считается, настоящем. Геворкян эту страсть не переборол». Я специально пошел в воскресенье на футбол, чтобы в этом убедиться. Убедился. Франгесович все такой же заводной, как и 10, и 15 лет назад. Его «Динамо» вытащило счастливый джокер в недавнем кубковом матче в Гродно и, как показалось, в игре против «Минска» успокоилось. Ха! Геворкян, который, как он сам говорит, создает Команду, у бровки рвал и метал. Показательна в этом отношении непереводимая игра слов, последовавшая после того, как голкипер Дмитрий Екимов с точностью до наоборот выполнил указание главного тренера играть быстрее.

К.: А мне нравится наблюдать во время матчей за Фрэйзером. Ты не заметил, что в жизни и во время игры он совершенно разный? Лицо меняется, как у кота, который только собирается съесть сметану и который ее уже съел. Я предполагаю, что он уже освоил русский мат, но вот использовать его вряд ли станет. У нас в мате когда необходимость возникает? Или когда не выполняют твои установки, или чтобы встряхнуть команду. Фрэйзер (нет, ну лицо у него просто потрясающее: вот если бы мне сказали представить себе плута, я представил бы Фрэйзера во время игры), так вот тренер нашел другой подход к хоккеистам. Он их все время хвалит! И ловко так у него это получается! Даже после матча с Чехией. Да, говорит, нас избивали, но хоккеисты — молодцы! Они себя еще покажут! Оказывается, не обязательно нужен кнут, можно и пряником кое–чего добиться...

Г.: Ты что–то там о котах говорил? Для их воспитания есть и более радикальные вещи. Вот, например, ножницы. Пока мы с тобой беседуем, по Минску пронесся слушок, что вскоре после назначения двух наших известных арбитров Вадима Жука и Бронислава Ясинского на руководящие должности в клубе почти все игроки минского «Динамо» (кроме Эду, Янушкевича и Чухлея) на удачу побрились наголо. Когда у них спросили, для чего они это сделали, последовал ответ: «Все набирают очки, а мы что, лысые?» Интересная командочка получилась. Пошли посмотрим.

К.: Теперь мне хочешь не хочешь, а придется за «Динамо» болеть — хотя бы в силу совершенной одинаковости наших причесок. Весьма любопытно взглянуть.

P.S. Заключительный матч 4–го тура между минским «Динамо» и «Гомелем» начался вчера в 18.30.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter