Легко ли продать подержанный автомобиль?

Передаточный механизм

Сдай назад. Легко ли продать подержанный автомобиль?
Фразы наподобие “Авторынок в коме”, “В автобизнесе — мертвый штиль” сегодня не звучат разве что из утюгов. Но такова ли ситуация на самом деле? Корреспондент “НГ” попытался продать сильно “уставшее” авто по привлекательной цене доступными способами и выяснил, легко ли это сделать и чего нужно опасаться.


Нынешний авторынок на 80 процентов переселился в интернет. Нередко залогом успеха продажи или покупки машины становится исключительно усидчивость: чем больше объявлений дашь, тем выше шансы на выгодную сделку.

У меня есть авто довольно престижной и ходовой марки “Мицубиши” 1999 года выпуска, правда, в силу почтенного возраста давно растерявший прежний лоск и добрую половину “лошадок”. В рамках эксперимента решил узнать, за сколько машина может уйти. Для начала изучил среднюю рыночную стоимость авто и дал подробные объявления на наиболее успешных интернет-платформах. Спрос достаточно вялый — не более 1—2 звонков в сутки. Причем потенциальные покупатели сразу ставят вопрос ребром: “Вы хотите 3 тысячи у. е., а я готов дать тысячу. Думайте, если согласны — перезванивайте”. Силы воли хватает на неделю. Потом появляются мысли, что и тысяча, в общем-то, неплохие деньги.

Омолаживаем “старичка”


40-летний Михаил Данильчик — профессиональный перекуп. Его цель — купить машину дешевле и продать дороже: “В лучшие времена на перепродаже одной машины, скажем, кроссовера марки “Мицубиши”, я наваривал несколько тысяч баксов. Но сегодня для такой маржи приходится пропустить через свои руки несколько тачек”.

Михаил заинтересовался моим объявлением, мы встречаемся на парковке столичного микрорайона Уручье. Прежде всего, он профессионально сбивает цену: “Пороги слабые — минус 300 у. е. Гидрокомпенсатор цокает. Вскрытие клапанной крышки и замена — 250 у. е. Салон подустал. Химчистка — не менее 50 баксов”. В итоге называет сумму:

— Красная цена — максимум полторы тысячи. Отдашь? Вот у меня и деньги с собой, — демонстративно выкладывает на капот.

Прием сильный. Многие продавцы, месяцами пытающиеся избавиться от автомобиля, при виде живых денег сдаются. Меня же интересуют дальнейшие манипуляции с моей “движимостью”. Поняв, что я машину не продам, Михаил разоткровенничался:

— Твои проблемы с проржавевшими порогами я решу за час и в гараже. Выручит хорошо подобранный баллон с краской и малярная лента. Налепил, краской пропулил — стала конфетка. Гидрокомпенсатор временно “лечим” присадками. С салоном придется повозиться. Рецепт: пара банок “Ваниша”, жесткая обувная щетка, мощный пылесос и силикон. Последнее — запихиваю куда-нибудь под приборную панель пару ароматизаторов. Думаю, за две штуки баксов продам!


Разумный торг


Авторынок в Ждановичах... Ажиотажа здесь не наблюдается. Несколько лет назад, бывало, продавцы занимали “посадочные места” еще с вечера пятницы, выстаивая огромные очереди на пути к площадке, а потом всю ночь полируя бока своих железных коней. Нередкими были конфликты за лучшие места, в толчее шныряли ушлые дельцы, предлагающие по сходной цене выкупленные заранее элитные центральные места. Сейчас в субботу здесь довольно спокойно.

При въезде на парковку замечаю стайку мужчин, тормозящих машины и беседующих с владельцами. Это пытаются с ходу провести сделку все те же перекупы. Интересуются и у меня ценой. Мой неуверенный ответ: “Три тысячи” игнорируют. “Отдавай за семьсот и подъезжай к тому боксу. Будем переоформляться”, — говорят. Вот так просто. Получив отказ, тут же уходят. Наверняка с кем-то перекупу и повезет. Владелец избавится от машины, покупатель ее быстро “подшаманит” и продаст с хорошим наваром следующему ценителю “небитых, некрашеных” двадцатилеток.

Забившись в уголок парковки, решаю пробежать по рядам и прицениться: неужели моя “Мицубиши” так подешевела? Вот стоит копия, только другого цвета. Та же рыжина на порогах, те же воспалившиеся сколы краски, даже стекла фар точно так же помутнели. Хозяин — молодой парень по имени Леша. Купил другую машину, а эта в семье оказалась лишней: “Четыре месяца простояла под подъездом без движения, жалко тачку, вот и избавляюсь”. Стоимость — 2 тысячи долларов. Леша говорит, что выставлялся дороже, отсутствие спроса несколько остудило. Но больше не подвинется, это его последняя ставка: “Лучше загоню в гараж на даче, законсервирую и пусть стоит, через 4 года дочь будет учиться ездить”.

— А вообще кто-то интересуется?

— Пару месяцев объявление болталось на автобарахолке в интернете. Четыре звонка, одна вялая попытка посмотреть товар, на этом все. Решил вот поскучать на рынке. В прошлую субботу двое подошли, даже предлагали деньги, но их цена не устроила. Сегодня прямо на въезде “принял” один, потом еще раз уже здесь подошел. Видно, что ему машина приглянулась, да и цену повеселее назвал. До обеда посижу, потом, может, отдам, если настроение будет. Стоимость? Готов забрать за тысячу, но, думаю, полштуки еще накинет...


Продаем по запчастям


Действую дальше. Пытаюсь продать машину быстро и легко. Благо объявлений хватает. Все они звучат примерно одинаково: “Срочный выкуп авто. Процедура займет от 30 минут до нескольких часов. Деньги выдаются на руки”. Некие фирмы готовы выкупить машину любого года выпуска и в любом техническом состоянии — после ДТП, не на ходу и так далее. Специалисты утверждают, что подобная сделка не совсем легальна. По своей сути фирма по срочному выкупу берет на себя функции комиссионного магазина. Но мне-то нужно продавать свое “ведро”, причем как раз таки срочно. Звоню, описываю машину. Менеджер на том конце провода спрашивает, сколько я хочу выручить.

— Хочу 3 тысячи, — рублю с ходу. В ответ слышу: “Приезжайте, посмотрим. Работаем круглосуточно”.

Звонок в очередную контору по срочному выкупу машин оказывается более предметным. После стандартных вопросов о типе двигателя, коробки передач, цвете и существующих проблемах менеджер бодро предлагает рассмотреть сделку от 1000 долларов. Но это лишь условная цена. Более конкретно можно будет торговаться после осмотра. Оценщик не исключает варианта, что в итоге авто будет разукомплектовано и продано по запчастям.

К слову, пытаясь продать машину, не стоит пренебрегать рынком автозапчастей. Знакомый Сергей привык считать деньги, поэтому свою “Вольво” 1997 года выпуска выставил на продажу по средней рыночной стоимости. Как и ожидалось, потрепанное авто никого не заинтересовало. Тогда Сергей снял авто с учета, “поселился” на тематическом форуме и за считаные недели продал основные узлы. В итоге взял за машинокомплект ощутимо больше, чем ожидал выручить за “опт”.

Когда новый друг лучше старых двух


Автохаус, пожалуй, самый порядочный способ продать или купить авто. В этом сегменте действуют стандартные, четкие, привлекательные для продавцов и покупателей правила. Заключил с фирмой договор, оставил машину, а остальное — дело специалистов. Не нужно бесконечно нервничать, торговаться, колесить по пустым дорогам. В течение короткого времени автомобиль найдет нового владельца, а собственник получит деньги. Впрочем, нервничать все же иногда приходится. Могилевчанин еще в 2011 году отдал свое авто на продажу фирме. В итоге денег не дождался, а его ласточка была неожиданно арестована на площадке одного из автосалонов России. Как автомобиль оказался за пределами нашей страны, осталось загадкой. Несколько лет назад еще один известный и уважаемый в то время автохаус с солидными офисом, интернет-сайтом и репутацией просто растворился. Директор подался в бега, а клиенты остались и без своих автомобилей, и без денег.

Впрочем, все автохаусы с грязью смешивать ни в коем случае нельзя. Как-никак подобные структуры давно завоевали авторитет по всему миру как наиболее цивилизованные инструменты по купле-продаже машин. Отданное на реализацию авто до момента оформления сделки остается в собственности владельца. При этом во время поисков покупателя фирма обязуется поддерживать товарный вид железного коня и хорошие условия стоянки. Еще одна привлекательная для клиента автохауса деталь: хозяин транспортного средства не несет никаких дополнительных расходов. В договоре прописывается сумма, которую он хочет выручить. А заработок фирмы зависит уже от профессионализма ее менеджеров. Как правило, бизнесмены успешно продают машины на 4—6 процентов дороже оговоренной с клиентом суммы. Это и есть комиссия автохаусов, которые могут себе позволить рекламные акции по снижению стоимости доверенной машины, при этом уменьшая величину собственного вознаграждения не в ущерб продавцу.

Наш дилер “Мицубиши” наравне со многими официальными представителями других марок недавно открыл программу Trade-in. Это значит, что хозяин может подержанную “тачку” оставить дилеру в зачет, чтобы выкупить новое авто. Что ж, свою “Каризму” в обмен на “Паджеро” отдам, даже не думая!

Специалист по Trade-in Александр Хуснутдинов в качестве эксперимента оценивает машину. Стандартные вопросы по комплектации, коробке передач, состоянию, пробегу. Не глядя оценивает в 1000—1500 у. е. Но предупреждает, что, в отличие от “перекупов”, они к оценке относятся крайне щепетильно.

— Если машина действительно в идеальном состоянии и не потребует много времени и затрат на полное восстановление, ее стоимость может повыситься. Однако бывали случаи, когда мы отказывались от сделки. Например, по телефону владелец описывал свою машину как идеальную. А при изучении оказалось, что у нее вся правая сторона была бита и перекрашена, причем очень некачественно.

Дилеры применяют еще одну привлекательную программу — лизинг для физических лиц. Вместо того чтобы отправляться на рынок и искать себе “уставшее” транспортное средство за 3—5 тысяч долларов, человек может смело обращаться в автосалон. На складах дефицита бюджетных автомобилей нет. В салоне я могу быстро оформить лизинг с первоначальным взносом около 10 процентов от стоимости авто. Очень заманчиво — “Каризма” уйдет в качестве первоначального взноса, а я уеду на новеньком, гарантийном авто. И от старья избавился, и первый взнос оплатил, и новую машину получил!

Наконец, в глубоком отчаянии можно попытаться сдать авто на металлолом. Заместитель генерального директора по производству ОАО “Белвторчермет” Сергей Гладкий быстро прикидывает, что их организация может предложить за “Мицубиши”:

— В современных автомобилях около 60 процентов металла. Ваш автомобиль “при жизни” весит 1700 килограммов. Вот и считайте: стоимость 1 килограмма железа — 12 копеек. За автолом вы получите около 120 рублей. Но для этого нужно еще и потрудиться.

Перед поставкой в Гатово авто должно быть обязательно разукомплектовано — с него нужно демонтировать все пластиковые, резиновые и стеклянные детали, слить все технические жидкости. Идеальный вариант — прикатить остов на базу, а уже там снять колеса. Разумеется, никто идеальной чистоты металла требовать не будет. Как-никак транспортное средство пойдет под пресс в качестве несортированного лома. Наверное, не буду я спешить продавать машину на лом за 60 у. е.

Тенденция к стабилизации


— Пора смириться с тем, что рынок автомобилей в нашей стране радикально поменялся и, скорее всего, обратно уже не откатится, — утверждает оценщик автомобилей нескольких автосалонов Дмитрий Хлыстов. — Далеко в историю углубляться не имеет смысла. При СССР люди готовы были всю жизнь ожидать своей очереди на авто, чтобы потом передать его по наследству детям и внукам. Гораздо лучше мы помним хлебные для “перекупов” времена, когда машины пачками гнали из стран Западной Европы. Причем ниша была настолько свободна, что большинство оседало здесь. Но времена изменились.

Изначально государство к “перекупам” относилось крайне лояльно. Ввозить машины можно было любому человеку, располагающему некоторой суммой денег. Автокоммерсант покупал машину за границей, растаможивал и продавал как свою собственность, но уже с солидным наваром, при этом заплатив все необходимые налоги. В результате произошло крайне быстрое перенасыщение внутреннего рынка транспортом.

В какой-то момент государство предприняло попытку упорядочить его. Было заявлено, что бизнесмены создадут склады-площадки, где каждый желающий сможет выбрать технику по карману и на свой вкус. Изменилось и налоговое законодательство. Для занимающихся ввозом в страну автомобилей ипэшников был введен налог на добавленную стоимость в размере 20 процентов от стоимости товара. Цена на авто подскочила, а больших комиссионок не появилось. Ввоз бэушных машин стал уделом физических лиц, которые покупали автомобили за рубежом якобы для себя, а внутри страны сразу же после постановки на учет их продавали.

Сегодня рынок стабилизировался. У нас в стране на конец 2015 года было уже почти 3 миллиона легковых машин — свыше 300 единиц на тысячу жителей. И рано или поздно их хозяева задумаются о продаже своих “красавцев”. Сделать это вполне реально. Главное, не выставлять баснословных ценников. Стихийные времена дефицита прошли. А рынок стоимость авто определяет четко. Каждый год техника теряет до 10 процентов своей первоначальной цены. И после десяти лет пробега машина, по сути, стоит мизер. Поэтому на Западе за утилизацию хозяин еще сам должен заплатить. Пока нам такая всеобщая перспектива не грозит, но ее нужно держать в уме, прежде чем задумываться о гигантском наваре при продаже своих старых железных коней.

От продажи машины после всех мытарств я решил пока отказаться. Свою “Мицубиши”, хотя и старенькую, знаю до последнего клапана. А альтернатив за примерно такие же деньги уже нет.

МНЕНИЯ

Юрий Важник, председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте:

— При идеальных экономических условиях авторынок должен быть исключительно белым. Тогда продавать или покупать машину будет просто и безопасно. Однако в околокризисных с экономической точки зрения условиях для многих людей серый рынок — лекарство. Перекупы ничего не просят, они сами зарабатывают как могут. Если их лишить такой возможности, они вполне могут оказаться лишними в системе людьми, а это к добру не приводит. В свое время именно перекупы вытащили весь отечественный авторынок на своих плечах. И сегодня нельзя сказать, что они полностью отыграли свою роль. Они еще нужны в качестве противовеса и даже альтернативы дилерам. Во-первых, это конкуренция, без которой единичные дилеры, не исключено, станут поднимать цены. Во-вторых, серые торговцы машинами помогают тем гражданам, кто при всем желании не в состоянии накопить на более или менее новое транспортное средство. Переход к белому рынку должен быть системным. Если смотреть в будущее, перекупы уйдут, ликвидируются, но сами, естественным путем. А если их вышвырнуть с рынка решительными методами и в один момент, часть населения останется недовольной тем, что цены на автомобили увеличились, а часть — тем, что лишилась рабочих мест. Не нужно устоявшуюся систему ломать через колено. Здесь помогут лишь многолетние промежуточные схемы.

Станислав Рыжиков, заместитель руководителя по продажам ЗАО “Внедорожник”:

— Наши официальные дилеры сегодня в очень непростой ситуации, так как ориентируются на российских коллег. С укреплением доллара к российскому рублю произведенные там машины дешевеют, следовательно, и наши продавцы вынуждены либо терять объемы продаж в пользу серых дилеров — перекупов —(чего делать нельзя), либо снижать цены (что сейчас и происходит). Для обычных автолюбителей это хорошо, ведь они получают возможность выбрать себе авто по гораздо более привлекательным ценам, чем прежде. Совсем скоро народ осознает, что лучше переплатить пару тысяч долларов и обзавестись новеньким авто с гарантией, чем сэкономить на подержанном и, по сути, купить кота в мешке. До недавнего времени перекупы на рынке чувствовали себя довольно свободно, однако ситуация меняется. Дилеры стали предпринимать действия для защиты своих интересов. Являясь официальными плательщиками налогов, они заручаются поддержкой государства, пополнение бюджета которого, в том числе, зависит и от успешности автодилеров. По тренду, государство рано или поздно предпримет меры по защите официального бизнеса. Тогда у серых бизнесменов не останется другого пути, кроме как свернуть дело. А мы придем к классической западной модели развития автобизнеса, при которой реализация машин между частными лицами нолевая, все сделки проводятся через автосалоны и автохаусы.

muravsky@sb.by

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО и Виталия ГИЛЯ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter