Перед лицом Бога и Закона все равны

Принятие Закона "О свободе совести и религиозных организациях" в 2002 году вызвало в обществе немало дискуссий.
Принятие Закона "О свободе совести и религиозных организациях" в 2002 году вызвало в обществе немало дискуссий. Наученные горьким опытом прошлого, верующие боялись ущемления своих прав и свобод. Многих особенно беспокоило положение, предусматривающее государственную перерегистрацию всех религиозных организаций. Кое-кто заподозрил в том коварный замысел, скрывающий желание расправиться с "неугодными". Но вот миновали отведенные законом для перерегистрации два года - кстати, срок для масштабной и сложной акции довольно сжатый. Что же в результате? Рассказывает Александр КАЛИНОВ, начальник отдела по делам религий Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров:

- Сразу скажу главное: перерегистрация прошла успешно, со значительной пользой для самих религиозных организаций. Это мнение не только представителей власти, но и подавляющего большинства верующих. Соответствующие документы получили 128 общеконфессиональных организаций - миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения, епархии, объединения. 12 находятся в состоянии самоликвидации - подчеркиваю, именно самоликвидации. Если сложить приведенные цифры, то и получатся те самые 140 ранее зарегистрированных организаций республиканского и областного уровня.

Полностью перерегистрировались структуры Белорусской православной, Римско-католической, Старообрядческой, Греко-католической, Евангелическо-лютеранской, Новоапостольской церквей, иудейской и мусульманской конфессий и других религиозных направлений. Сегодня общий уровень перерегистрации составляет более 99 процентов. Подали заявления о ликвидации 84 общины: 11 православных приходов, 3 старообрядческих, 4 римско-католических, 17 - евангельских христиан-баптистов, 27 - христиан веры евангельской и некоторые другие. Снова-таки принципиальное решение принимали сами верующие, мы только официально все оформляли. 22 религиозные общины не завершили перерегистрацию.

Основной смысл перерегистрации состоял в приведении учредительных документов в соответствие с законом. Требовалось также устранить всякое недопонимание, имевшееся в религиозных организациях в части применения закона. Я думаю, это удалось. На деле перерегистрация, которой так пугали верующих, развязала немало противоречий.

- Каких?

- Первоначально предлагалось увеличить количество учредителей, необходимых для создания религиозной организации, с 10 до 20 человек. Но так как нормы, вводимые в законодательство, не должны ухудшать положение юридического лица, мы пришли к решению сохранить нижний предел для регистрации - 10 человек.

Возникали сложности и с юридическим адресом, ведь пока у нас из 2.783 религиозных общин 1.963 имеют свои культовые здания. Остальные вынуждены где-то арендовать помещения. Жилищный кодекс допускает использование одноквартирных блокированных жилых домов не по назначению по согласованию с местными распорядительными органами и при соблюдении норм градостроительства, противопожарной безопасности и санитарной гигиены. Требовалось уточнить и четко прописать, как применять эти нормы.

Вполне обоснованные тревоги вызывал вопрос, касающийся территории деятельности религиозной организации, которая в соответствии со статьей 20 Закона ограничивается населенным пунктом проживания учредителя и смежными населенными пунктами. После обсуждений пришли к выводу, что необходимо разделять право верующего и право организации. Представители религиозных организаций имеют право посещать единоверцев вне территории деятельности общины как частные лица, совершать с ними не запрещенные законом ритуалы, обряды, церемонии. Перерегистрация не повлияла отрицательно на религиозную жизнь, не нарушила конфессиональный баланс.

- И все же непонимание с некоторыми общинами до недавнего времени сохранялось.

- Сложность состояла в том, что не все верующие, и в первую очередь руководители общин, сумели быстро и правильно воспринять нормы, которые излагались в законодательстве. В основном непонимание наблюдалось со стороны евангельских христиан-баптистов и христиан полного Евангелия, которые фактически подключились к перерегистрации только в августе - сентябре нынешнего года.

Мы вели активную разъяснительную работу, встречались с руководителями местных религиозных объединений, что значительно улучшало ситуацию. Тем не менее 18 сентября, уже после того, как объединение христиан полного Евангелия зарегистрировали, на площади Бангалор в Минске собрался митинг представителей общин ХПЕ. Некоторые пасторы выразили непонимание отдельных положений Закона "О свободе совести и религиозных организациях", ограничивающих, на их взгляд, религиозную деятельность общин.

Действительно, некоторые общины ХПЕ в Минске испытывали трудности, связанные с размещением юридического адреса. Буквально за две недели до завершения перерегистрации в комитете прошла встреча с председателем объединения Александром Васильевичем Саковичем и начальником отдела по делам религий и национальностей Мингорисполкома Аллой Николаевной Рябицевой. Руководителю объединения разъяснили требования законодательства, и было достигнуто взаимопонимание. Подавляющее большинство общин ХПЕ в Минске перерегистрированы. Не перерегистрирована только община "Новая жизнь", которая указала местом своего размещения приобретенное общиной здание коровника. Нечто похожее происходит и с общиной кришнаитов: жилой дом не соответствует нормам для размещения юридического адреса.

Следует сказать еще вот о чем. После завершения перерегистрации руководители протестантских организаций - евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской, адвентистов седьмого дня, Новоапостольской церкви и христиан полного Евангелия - были приняты на очень высоком уровне - в Совете Министров. Конструктивная беседа с вице-премьером Владимиром Нестеровичем Дражиным состоялась также и у представителей белорусских мусульман, лютеран, иудеев и старообрядцев. Все это явилось логическим продолжением встреч Президента с членами Синода БПЦ и высшим духовенством Римско-католической церкви в Беларуси. Уровень доверия религиозных организаций к власти зависит от состояния их взаимоотношений, в основе чего лежит диалог. В процессе перерегистрации такой диалог был особенно активным.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter