Перед авто зажгли зеленый

Все барьеры на вывоз физическими лицами легковых автомобилей из Беларуси в Россию отменены...

На днях начальник управления тарифного регулирования и таможенных платежей ГТК Александр Валиев сообщил ожидаемую экспертами новость: все барьеры на вывоз физическими лицами легковых автомобилей из Беларуси в Россию отменены. Речь идет о машинах, ввезенных в нашу страну по старым пошлинам, которые действовали до июля 2011 года. Напомним, что тогда порядок временного ввоза легковых автомобилей в Беларусь был унифицирован с российским. При этом прежде всего резко повысились ввозные таможенные пошлины, которые в России назывались запретительными и принимались с целью стимулирования местного автопрома.


Произошедшие с 1 января перемены были предсказуемы. Как подчеркнул представитель ГТК, они заранее оговорены с российской стороной. А как же иначе? Ведь наши страны входят в Таможенный союз и формируют Единое экономическое пространство. Вместе с Казахстаном, который снятие ограничений также затрагивает.


Едва ли новость обрадует тех, кто, ожидая повышения ввозных таможенных пошлин, закупал машины «впрок» для перепродажи. Только в 2011 году они ввезли четверть миллиона автомобилей! Самые отчаянные ради этого даже продавали квартиры. Вскоре ввоз упал в 5 — 6 раз. По данным ГТК, за 11 месяцев минувшего года физические лица ввезли «лишь» 56 тысяч легковых авто.


Отмена ограничений главным образом упростит передвижение тех наших сограждан, которые ездят в соседнюю страну не с коммерческой целью. В ГТК предполагают, что купленные про запас машины не будут пользоваться в России особым спросом, поскольку уже постарели на полтора–два года. По некоторым оценкам, таких в нашей стране может быть до 400 тысяч. Досаду их владельцев можно понять.


Но важно и проследить тенденции, стоящие за новостью. Еще недавно скептики поговаривали о смерти российского автопрома. Но запретительные пошлины в комплексе с другими мерами господдержки дали ожидаемый результат. Ведущие мировые производители открыли в России свое производство. Его суммарный объем по итогам года ожидается на уровне 1,9 млн. автомобилей. При этом объем продаж (по которому Россия вышла в Европе на второе место после Германии) превысит 3 млн. То есть еще чуть более миллиона придется на ввезенные машины, новые и подержанные. Это значит, что наиболее предприимчивые белорусы еще смогут найти на огромном и растущем рынке свою нишу. Например, в сегменте минивэнов, которых на наших дорогах множество, а на российских практически нет.


Любопытно сравнить и динамику рынков. Как ожидает председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич, по итогам 2012 года в стране будет продано около 20 тысяч новых автомобилей, причем с учетом коммерческих. Много это или мало? Если учесть численность населения двух стран, то мы должны бы покупать, по крайней мере, 150 тысяч. Значит, отстаем? Возможно, но лишь потому, что прежде обгоняли. В последние годы насыщение автомобилями в Беларуси происходило быстрее, чем в соседних государствах. Если в России на тысячу жителей приходится менее 250 легковых машин, то у нас приближается к 300. Теперь выравниваются и пропорции, и стоящее за ними качество жизни в союзных странах. Для этого, в частности, и создается Единое экономическое пространство.


Как пишут автолюбители на форумах, качество сборки российских «иномарок» зачастую вполне сопоставимо с европейским. Иногда и превосходит его. Может быть, станем не вывозить машины в Россию, а ввозить оттуда в Беларусь? В обмен, так сказать, на БелАЗы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter