Пеньюар на целый день, или Что мешает развитию белорусской дизайнерской мысли

С 1 января 2009 года в Беларуси будут отменены преференции, которыми индивидуальные предприниматели пользовались при ввозе товаров из Российской Федерации. В первый день нового года утрачивает действие пункт 3 Указа Президента № 285 от 18 июня 2005 года «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», и с этого момента товары, происходящие из третьих стран, выпущенные в свободное обращение в России и ввозимые ИП – плательщиками единого налога на таможенную территорию Беларуси, будут подлежать таможенному оформлению и обложению таможенной пошлиной.

А поскольку значительная (если не большая) часть товара, которым торгуют на вещевых рынках Беларуси, попадает в нашу страну именно через российскую границу, новшество скажется не только на предпринимателях, но и на покупателях. Тех, кто не имеет средств, чтобы отовариваться в бутиках и в поисках обновки привычно отправляется на рынки. Готова ли отечественная легкая промышленность к тому, что теперь, когда поток китайского и турецкого ширпотреба заметно уменьшится, мы волей-неволей чаще будем «купляць беларускае»?

— По объемам мы к такой ситуации готовы, — отмечает ведущий специалист отдела управления качеством, маркетинга и товаропродвижения концерна “Беллегпром” Лариса Нефёдова. — В советские годы потенциал белорусской легкой промышленности был таков, что 80 процентов продукции вывозилось за пределы республики: в Россию, Украину, Прибалтику... Эти мощности сохранились и сегодня.
Презумпция невиновности художника
— Легкая промышленность готова одеть белорусов. Иной вопрос, что  на развитии отечественной дизайнерской мысли печально сказывается то, что модельер в своей работе постоянно сталкивается с такими понятиями, как “нормативы” и “стандарты”, — рассказывает Лариса Нефёдова. — Существующие в Беларуси стандарты, в частности, четко регламентируют: для изготовления одежды должны быть использованы ткани с определенным процентом воздухопроницаемости, гигроскопичности и так далее. Те ткани, которые используются сегодня модельерами во всем мире, недоступны белорусским дизайнерам: разработанные из современных тканей модели при запуске в промышленное производство не пройдут ни сертификацию, ни гигиеническую регламентацию.
Специалисты концерна “Беллегпром” пробовали работать с Сашей Варламовым над созданием опытных производств молодежной дизайнерской одежды. И вновь все уперлось в нормативные документы: невозможно у нас создавать одежду из модных в мире тканей, которые предлагали молодые художники, потому что ее нельзя будет реализовать.
Изысканную коллекцию предпостельного белья “Милавицы” так и не увидели белорусские покупательницы. Дело в том, что ткани, из которых планировалось производить пеньюары, не укладываются в показатель воздухопроницаемости. Хотя в странах Европы соблазнительные, полупрозрачные пеньюары, бюстье и трусики создаются — и продаются — именно из таких материалов.
— Согласно заключению Минздрава в таком белье нельзя ходить целый день, — поясняет ведущий специалист отдела управления качеством “Беллегпрома”. — Мы пытались объяснить, что, собственно, никто и не ходит в пеньюаре целый день, это белье кратковременной носки... Переписка длится уже девять месяцев.
Еще одна практически непреодолимая преграда на пути отечественной дизайнерской мысли — система нормативов обработки деталей одежды, доставшаяся современным модельерам в наследство от советских времен.
— Может быть, подобные нормативы и играли положительную роль, когда на всех предприятиях республики было установлено единое оборудование, а главный принцип работы в создании массовой одежды был “не выделяться”, — говорит Лариса Нефёдова. — Теперь каждый модельер хочет создавать что-то индивидуальное, но на его пути встают нормативы: юбка должна быть подогнута на 4 сантиметра, не меньше и не больше, швы на брюках должны быть с двумя строчками... Если вы этого не сделаете, госнадзор имеет право вашу продукцию оштрафовать и вернуть на предприятие.
Недавно, рассказала специалист, произошел курьезный случай. Торговый дом “На Немиге” вынужден был нанять швей, чтобы они перестрочили швы на брюках целой партии мужских костюмов одной из европейских фирм. Дело в том, что швы были одинарными, а по инструкциям должны быть двойными. Таких нелепостей множество. Вот, к примеру, пиджак — швы наружу: модель такая. Так сейчас модно. Можно этот пиджак выпускать в Беларуси или нельзя?..
Подобные нормативы — наследие прошлого века, говорят дизайнеры, но немало и в последнее время вышло документов, заставляющих художника сражаться буквально за каждый свой стежок.
— Международных стандартов в сфере создания одежды вообще не существует, — отмечает собеседница. — Есть стандарты фирм, которые, стараясь удержаться на рынке, стремятся создавать продукцию лучшую, чем конкуренты. У нас в стране, по всей видимости, иное мнение: если дизайнеров не удерживать законами, они обязательно сделают какую-нибудь гадость — петли будут меньше пуговиц, а рукава пришиты к брючинам... У нас отсутствует презумпция невиновности дизайнера: заведомо все они преступники, вынужденные оправдываться по тысяче пунктов.
Белорусские дизайнеры:
их не видно, но они есть
— Художники наших предприятий выпускают много моделей, которые можно было бы назвать линиями одежды или торговыми марками, — рассказывает Лариса Нефёдова. — Но все это у нас происходит анонимно. Разве общественность имеет возможность увидеть где-нибудь имена авторов этих линий одежды? А торговля по старинке закупает отдельные модели, а не всю линию. Эти отдельные модели просто теряются на до предела забитом кронштейне, растворяются в общей массе. Мы все время говорим, что начинаем работать с отечественными брэндами, но это всего лишь слова. Создание брэнда требует вложения значительных средств. Поэтому у нас пока что можно говорить о каких-то торговых марках, известных или не очень известных потребителю. Но не о брэндах.
Единственный путь продвижения моделей в Беларуси на сегодняшний день — это проведение оптовых ярмарок. Как форма работы фэшн-индустрии оптовые ярмарки изжили себя уже практически повсюду. В мире производители модной одежды работают по принципу создания “шоу-рум”, которые располагаются в фэшн-хаусах. Шоу-рум модного дома или отдельного художника представляет коллекции конкретного модельера (или модельеров фирмы), с которыми покупатель может ознакомиться и выбрать приглянувшуюся вещь. В фэшн-хаусах заключаются контракты, продвигаются брэнды и сохраняется имя дизайнера. В Беларуси, к сожалению, подобной формы работы пока нет, отмечает собеседница. Более того, у нас даже в крупных торговых центрах не хватает умения представить то, что выпустили отечественные предприятия, в выгодном свете: со вкусом подобрать на манекене блузку “Калинки” к жилету “Алеси” и дополнить, к примеру, сумкой от “Галантэи”... А ведь, в принципе, поддержать отечественного производителя и при этом стильно одеться в магазинах госторговли можно и сегодня. Иное дело, что, как отмечают сами модельеры, чтобы это сделать (то есть отыскать действительно стоящую вещь на без всякой системы завешанном кронштейне и грамотно скомпоновать ее с вещами других отечественных производителей, также собранными по крупицам по всему городу), надо воистину обладать чутьем и вкусом дизайнера.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter